Кремлевские эксперты заинтересовались опытом французских популистов
Первый доклад нового, близкого к руководству внутриполитического блока Кремля фонда ЭИСИ посвящен теме популизма на западе. Популизм – это условие успеха в политике, и Россия не останется в стороне от этой тенденции, утверждают эксперты.
Новый проекремлевский фонд — Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) — подготовил свой первый экспертный доклад (есть в распоряжении Дождя). Он носит название «Современный технологический популизм» и был презентован на первом заседании попечительного совета и совета директоров фонда, которое прошло в закрытом режиме 19 апреля. Об этом рассказал Дождю автор доклада и член совета директоров фонда политолог Глеб Кузнецов.
Фонд был создан после смены руководства внутриполитического блока Кремля. Когда внутреннюю политику на посту первого замглавы кремлевской администрации курировал Вячеслав Володин, экспертной работой для Кремля занимался Фонд ИСЭПИ Дмитрия Бадовского. После прихода в Кремль Сергея Кириенко экспертной работой должен заняться ЭИСИ, попечительский совет которого возглавил экс-спикер Госдумы Борис Грызлов, а совет директоров – декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов. В руководство фонда вошли и считающиеся близкими к Кириенко политологи Андрей Колядин и Глеб Кузнецов.
Кузнецов рассказал Дождю, что авторы выбрали тему популизма, поскольку «это мирововой мейнстрим». В докладе рассмотрены характеристики популизма на Западе, поскольку по западным странам волна успеха этой тактики уже прокатилась, следует из текста.
Популизм превратился в условие успеха, говорит Кузнецов. Например, оба вышедших во второй тур во Франции кандидата в президенты — Марин Ле Пен и Эммануэль Макрон — популисты. Также в докладе рассматривается опыт успеха итальянского «Движения 5 звезд», экс-премьера Италии Маттео Ренци и президента США Дональда Трампа.
Популизм — это набор технологий, которыми можно успешно пользоваться, говорит Кузнецов. В докладе приводятся общие признаки современного популизма: открытая враждебность к бюрократии, восприятие экспертов и журналистов как обслуживающего элемента политического класса, отказ от идеологии, в том числе «правой» и «левой», убежденность в эффективности простых решений, отказ от формальной организации, харизматичный лидер, интернет и соцсети как возможность непрерывного референдума.
К технологическим характеристикам авторы относят базирование на сети местных ячеек, огромную роль интернета, использование мемов и вирусных роликов и отсутствие единого центра принятия решений. К содержательным характеристикам авторы относят успешное привлечение «электорального болота», то есть аполитичных граждан, внеидеологичность, критику истеблишмента и дилетантизм как ценность политика.
До России волна популизма дойдет еще через 6-7 лет, в следующем электоральном цикле, утверждают авторы. Тогда кто-то обязательно воспользуется технологиями популизма и результаты на выборах Госдумы «будут несколько другими», прогнозирует Кузнецов. Впрочем, европейские правительства и традиционные партии уже нащупали ответ на этот вызов – следует оседлать волну и стать первыми среди популистов, говорится в докладе. Поэтому, по словам авторов, Россия находится в выгодном положении и может использовать опыт коллег. По словам Кузнецова, российские власти понимают тенденцию. По его мнению, одно из проявлений этого понимания – работа Общероссийского народного фронта.
Михаил Рубин