В Преображенском районном суде в среду, 27 апреля, прошло заседание, которое стало продолжением акции «Свобода» художника-акциониста Петра Павленского. В качестве свидетелей на процесс пришли три девушки — Елена, Ирина и Дана. Они объяснили, что в кафе некий мужчина по имени Иван показал им видео акции «Свобода». Он же предложил девушкам высказать свое мнение об увиденном в суде, и они согласились. Дождь приводит полные показания свидетелей.
Свидетели признались, что Павленского лично не знают, а акцию в интернете увидели всего несколько недель назад. На вопрос судьи, где вы работаете, некоторые из них сказали, что в сфере продаж, но неофициально. Все прояснил сам Петр Павленский после заседания. Художник объявил, что это проститутки. Он их нанял специально, и они равнозначны свидетелям обвинения.
Елена, официально не работает
Судья: Где работаете?
Елена: В сфере продаж.
Судья: Название организации.
Елена: Можно не отвечать?
Судья: Нет, скажите.
Елена: Я там неофициально работаю.
Судья: Вы знаете лично Петра Павленского?
Елена: Нет.
Судья: Вызывает ли он у вас чувства неприязни?
Елена: Как я могу испытывать к человеку, я просто к его искусству.
Динзе: Скажите, пожалуйста, где и при каких обстоятельствах вы видели акцию «Свобода» художника Петра Павленского?
Елена: В интернете.
Динзе: А когда примерно видели?
Елена: Где-то недели две-три назад.
Динзе: Можете рассказать при каких обстоятельствах?
Елена: Мне показал человек это видео. Я заинтересовалась просто.
Динзе: Можете сказать, что вы видели на видео, которое вам продемонстрировали?
Елена: Допустим, видео «Свобода», да? Честно, я не вижу в этом искусства. В чем смысл художественного искусства?
Динзе: скажите, пожалуйста, а вам известны такие понятия «вандализм» и «осквернение»?
Елена: Да
Динзе: Можете примерно для себя сказать, как вы определяете эти понятия?
Елена: Ну, осквернение, ну, принес, допустим, человек что-то пускай даже в церковь. Мне кажется, это осквернение. Вандализм то же самое: памятники, государственные учреждения...
Динзе: И что с ними делают?
Елена: Разрушают.
Динзе: Считаете ли вы акцию «Свобода» вандализмом?
Елена: Нет. Я считаю, что вандализм — это если он разрушал мост, допустим, да? Дорогу там... Это вандализм. Но я считаю, что это осквернение. Принести шины и в самом центре все это делать.
Динзе: Скажите, известен вам термин такой «опоганивание»?
Елена: Да, равносильно, что осквернение.
Динзе: Считаете ли вы, что Павленский, устроив акцию «Свобода», опоганил или осквернил мост или культурный облик Санкт-Петербурга?
Елена: Да.
Динзе: Почему?
Елена: Сам факт налицо: принести шины, долбить по железу палками, это нормально? это не осквернение?
Динзе: Какое у вас образование?
Елена: Среднее полное. Закончила школу, 11 классов и незаконченное юридическое.
Динзе: А считаете ли вы Петра Павленского художником?
Елена: В какой-то мере да, но то, как он себя выражает в обществе, — нет.
Динзе: Можете поподробнее пояснить. В какой мере вы считаете Петра Павленского художником?
Елена: Ну, это можно сказать, он в закрытом обществе, в закрытом здании все это показывает. Люди приходят, кому он нужен, кому нравятся его акции. Пускай показывает, потому что это в чем-то художество. Это самовыражение же, правильно? Но когда это публично... Это его самовыражение, в закрытом, пожалуйста, но зачем это на публику?
Динзе: А то, что он сделал на мосту, акция «Свобода», 23 февраля 2014 года, можно ли считать неким уличным искусством?
Елена: Я считаю, что нет. Уличное искусство — это на публику. Это несовместимо как бы.. Я понимаю, люди рисуют на асфальте, это уличное искусство. Уличное искусство — это позитив, людям это нравится. А почему он показывает вот это искусство, и я должна на это смотреть? Я прохожий человек, мне это не нравится.
Динзе: Я правильно понял, что акция «Свобода» вам в принципе не понравилась?
Елена: Нет.
Динзе: А вы знаете какие-то другие акции Павленского?
Елена: «Туша», когда он в проволоке, да? «Фиксация»...
Динзе: Вам что-то из этих акций понравилось?
Елена: Нет.
Динзе: А какое ваше личное отношение к уличному искусству?
Елена: В общем? Не к Павленскому? К искусству я хорошо отношусь, мне много чего нравится. Художества там, например. Ну, на улице... Не знаю, мне нравится.
Динзе: Считаете ли вы себя свободным человеком, который может самостоятельно высказывать мнение относительно искусства?
Елена: Естественно. Я свободный человек в свободной стране, правильно же?
Динзе: Скажите, пожалуйста, вам кто-либо заплатил, чтобы вы сюда приехали?
Елена: Ну, я не тратилась на такси. Но ничего незаконного в этом нет, правильно?
Динзе: А можете рассказать, кто вам показывал видео и кто вас сюда пригласил?
Елена: Сидели с подругами в кафе, подошел человек, спросил: «Девушки, вы не можете быть свидетелями?» И показал вот эту акцию.
Динзе: А кто подошел?
Елена: От Павленского, представился как Иван, всё. Предложил мнение своё высказать, понравилось — не понравилось.
Прокурор: Скажите, пожалуйста, а вы в Петербурге были на этом месте?
Елена: Нет.
Прокурор: Я правильно понимаю, что вам эта акция не понравилась и вы считаете действия Павленского осквернением?
Елена: Я считаю это осквернением.
Прокурор: Эти действия, которые совершил Павленский по поджогу покрышек в историческом центре Санкт-Петербурга, они являются оскорблением норм морали и общественной нравственности?
Елена: Это неуважение просто, он не уважает, не знаю, себя. Как так можно. Если он хочет этой акцией что-то там о погибших в Майдане, то пускай едет в Украину, пожалуйста.
Прокурор: Спасибо большое.
Как Павленский заставил своего следователя полюбить современное искусство и уволиться из органов? Первый документальный фильм о художнике-акционисте
Ирина, 37 лет, менеджер по продажам в ООО «Вектор»
Суд: Скажите, пожалуйста, Павленского Петра Андреевича вы знаете?
Ирина: Нет, лично — нет.
Динзе: Видели ли вы акцию «Свобода» художника Петра Павленского?
Ирина: Да, видела.
Динзе: Можете сказать, где и при каких обстоятельствах?
Ирина: В интернете.
Динзе: А кто вам ее продемонстрировал?
Ирина: Мы с подружками сидели в кафе, подошел молодой человек и показал.
Динзе: Он как-то представился?
Ирина: Нет.
Динзе: А от кого сказал?
Ирина: То, что от Петра Павленского. Вот, посмотрите, пожалуйста, акцию. Посмотрели. Ну, я, конечно, была в шоке. Реально в шоке.
Динзе: Скажите, пожалуйста, что вас шокировало в этой акции?
Ирина: Ну, это, извините меня, я считаю лично для себя, что это психически больной человек.
Динзе: Понятно. Еще такой вопрос, известны ли вам понятия вандализм и осквернение?
Ирина: Да, конечно.
Динзе: Известно. Можете дать собственную интерпретацию, что такое вандализм, а что такое осквернение?
Ирина: Ну, извините, это как просто.
Динзе: Ну, вандализм — это что такое?
Ирина: Причинение вреда.
Динзе: Чему?
Ирина: Ну, вот, как.
Динзе: Людям, имуществу. Чему?
Ирина: Конечно, вот и людям, и имуществу это.
Динзе: По вашему мнению, это попадает под понятие вандализм?
Ирина: Да.
Динзе: А осквернение — это что?
Ирина: Осквернять святые не станут.
Динзе: Отлично. Считаете ли вы акцию «Свобода» вандализмом и осквернением?
Ирина: Да.
Динзе: А в какой части? Почему вы так считаете?
Ирина: Во-первых, извините, то, что в ролике я посмотрела, это центр города. Я не считаю, что это приемлемо.
Динзе: Скажите, а что в этой акции для вас было в принципе осквернением?
Ирина: Покрышки эти и железки.
Динзе: Вы считаете это неприемлемым?
Ирина: Конечно, нет.
Динзе: Скажите, а другие акции Павленского вы видели?
Ирина: К сожалению… Кажется, там еще одну видела, единственное — название не запомнила. Когда вот на Красной площади.
Динзе: Акция «Фиксация». Скажите, пожалуйста, а эта акция вам понравилась?
Ирина: Это вообще. Я не представляю, как это вообще в голове может уложиться.
Динзе. Понятно. Вы не подскажите, какое у вас образование?
Ирина: Среднее специальное.
Динзе: Скажите, пожалуйста, известен ли вам термин опоганивание?
Ирина: По мне это тоже самое, что и осквернение.
Динзе: Так, еще такой вопрос. Считаете ли вы, что Петр Павленский, так скажем, творит или делает уличное искусство?
Ирина: Это не уличное искусство.
Динзе: Что вы считаете уличным искусством?
Ирина: Уличное искусство, я считаю, вот это граффити. Но, как говорится, в разумных целях, то что потом.
Динзе: Ну, а как вы считаете, чем занимается тогда Петр Павленский? Исходя из акций этих.
Ирина: Извините меня, но это ненормально. Просто ненормально. Я не считаю, что это уличное искусство.
Динзе: В чем ненормальность, как вы думаете?
Ирина: Ну какой нормальный человек сделает вот это вот все, тем более на улице?
Динзе: Считаете ли вы себя свободным человеком, который самостоятельно может высказывать мнение о теме восприятия уличного искусства и вообще искусства?
Ирина: Думаю, да.
Динзе: Скажите, пожалуйста, вы получили какие-то денежные средства от того, что сюда приехали?
Ирина: Да.
Динзе: А за что вы получили деньги?
Ирина: За оплату дороги.
Динзе: А от кого вы получили эти деньги?
Ирина: От Вани.
Динзе: Считаете ли вы, что устроив акцию «Свобода» в центре Санкт-Петербурга, Павленский осквернил и опоганил мост или культурный облик Санкт-Петербурга?
Ирина: Ну, это культурный облик города. Просто напросто это.
Динзе: В виде этого моста?
Ирина: Конечно.
Прокурор: Скажите, вы в Петербурге были в историческом центре, где как раз так называемая акция Павленского проходила?
Ирина: Нет, к сожалению, я там не была. Но была там недалеко.
Прокурор: Но в целом с архитектурным ансамблем вы знакомы?
Ирина: Да, конечно.
Прокурор: Скажите, пожалуйста, как вы полагаете, действия, которые совершил подсудимый, они нарушают общественную нравственность, мораль?
Ирина: Конечно. Кому это понравится — то, что в центре города даже проделываются такие вещи.
Прокурор: Скажите, пожалуйста, как ваше мнение, акции Павленского осквернили такое сооружение как мост?
Ирина: Я считаю, что да.
Дана, 33 года, официально не работает
Суд: Скажите, Павленский Петр Андреевич знаком вам?
Дана: Только через интернет.
Суд: Межличностные отношения есть какие-то с ним?
Дана: …
Суд: Чувство неприязни нет у вас к нему?
Дана: …
Динзе: Скажите, пожалуйста, видели ли вы акцию «Свобода» Петра Павленского 2014 года?
Дана: Да.
Динзе: Можете сказать, где и при каких обстоятельствах?
Дана: В интернете видела.
Динзе: А где и при каких обстоятельства?
Дана: Мы сидели в кафе, к нам подошел мужчина, показал нам видеоролик, мы его посмотрели. Потом он предложил нам пройти в зал суда и высказать свое удовлетворение по поводу.
Динзе: А как он вам представился? Сказал, что от Павленского?
Дана: Ваня его зовут, кажется.
Динзе: А сказал, что от Павленского?
Дана: Да.
Динзе: Понятно. Можете сказать, вам вот эта акция, которую вы видели в видеоролике, вам понравилась?
Дана: Честно говоря, не особо.
Динзе: Почему?
Дана: Я считаю, что это сумасшествие, это бред. Ничего хорошего он в этом не несет.
Динзе: Известны ли вам такие понятия как вандализм и осквернение?
Дана: Да.
Динзе: Можете сказать, что такое вандализм, а что такое осквернение?
Дана: Осквернение и вандализм как бы… Вандализм, насколько я помню, это кладбище, кресты, это все вот это вот. Осквернение — та же самая история: церкви там, какое-то государственное имущество, насколько я понимаю.
Динзе: Считаете ли вы, что акция «Свобода» — это фактически вандализм, осквернение моста в центре Санкт-Петербурга?
Дана: В принципе, нет.
Динзе: А можете пояснить почему?
Дана: Там же не несет ущерб чему-то. Он же не ломал мост. Ну да, костер развел, но причинения как собственности там ведь ничего не было.
Динзе: Скажите, пожалуйста, известен ли вам такой термин как опоганивание?
Дана: Нет.
Динзе: Не знаете такого. Можете сказать, какое у вас образование?
Дана: Среднее.
Динзе: Скажите, пожалуйста, вы какие-нибудь другие акции Павленского видели?
Дана: Ну немного, скажем так.
Динзе: Какие, можете сказать?
Дана: С шинами, мост и там еще что-то.
Динзе: Считаете ли вы Петра Павленского художником?
Дана: Нет.
Динзе: Можете сказать, почему?
Дана: Как это можно назвать художеством, если это не художество. Он же не пишет картины всякие, да там на стенах не рисует ромашки всякие. То есть я не считаю, что это художество.
Динзе: А кто такой человек для вас, художник?
Дана: Ну это художник, который пишет картины там, вносит добро и красоту в этот мир. А он ничего не несет красивого и доброго.
Динзе: Понятно. Скажите, пожалуйста, вам такое понятие как уличное искусство знакомо?
Дана: Да, конечно.
Динзе: Можете сказать, что вы понимаете под уличным искусством?
Дана: Я, к сожалению, против этого.
Динзе: Нет, что вы понимаете?
Дана: Ну, что все во всяких графиках, граффитях.
Динзе: Вы отрицательно к этому относитесь?
Дана: Да.
Динзе: Почему отрицательно?
Дана: Потому что не все же пишут красивые слова или рисуют картинки. Это детское мышление какое-то. Стали писать гадости, у нас те же дети по улицам ходят.
Динзе: Павленский вот гадости никакие не писал. Имеются покрышки, огонь, ступка, железо.
Дана: Я против.
Динзе: Вы считаете, что это неприемлемо?
Дана: Я считаю, что нет.
Динзе: Скажите, пожалуйста, считаете ли вы себя свободным человеком, который может самостоятельно воспринимать искусство и соответственно высказывать свое мнение свободно?
Дана: Да, конечно.
Динзе: Скажите, пожалуйста, вы говорили, что кроме этой акции Павленского вы еще какую-то видели.
Дана: На Красной площади которая. Он забивал в себя гвозди и сидел в сетке.
Динзе: А вот это вы считаете искусством?
Дана: Нет. Я считаю, что это сумасшествие.
Прокурор: Скажите, пожалуйста, с учетом обвинения, которое предъявлено Павленскому, установлено, что в результате его действий был причинен материальный ущерб, который выражался в том, что специальные службы были вынуждены очищать покрытие моста, площадку от следов горения покрышек. С учетом данных сведений, как вы полагаете, действия Павленского оскверняют нормы общественной морали, нравственности. Являются вандализмом?
Дана: В этом плане, скорее всего да.
После суда адвокат Дмитрий Динзе объяснил, что художник Павленский специально позвал свидетелями в суд свободных людей, которые показали, что вандализм и осквернение — это понятия оценочные. Каждый решает это для себя индивидуально, в частности и эксперты стороны обвинения, которые комментируют дело и «подводят Павленского под статью».