30 миллионов тунеядцев. С кого правительство хочет собирать новый налог

21/10/2016 - 17:55 (по МСК) Даниил Сотников

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин назвал размер предполагаемого «налога на тунеядство». С тех, кто не работает, планируется взимать 20 тысяч рублей в год. Столько, по его подсчетам, не доплачивает каждый «тунеядец» подоходного налога и взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. Платить налог должны будут не только безработные, но и участники «теневой экономики», разобраться с которыми призывал президент России Владимир Путин. Налог может обернуться дополнительной нагрузкой на само государство, а для многих людей станет серьезным ударом, считают эксперты. Позднее слова Топилина прокомментировал премьер-министр Дмитрий Медведев. Он попросил называть это не «налогом на тунеядство», а «вовлечением в систему платежей неработающих граждан».

Кто будет платить налог?

По данным Росстата, в России не имеют работы и активно ее ищут четыре миллиона человек (5,2% населения), а в службе занятости зарегистрировано 900 тысяч человек. Их количество может резко возрасти. Поскольку новый налог не будет распространяться на зарегистрированных безработных, на биржу труда будут вставать с целью избежать ответственности. На государство в таком случае ляжет дополнительная нагрузка в виде выплат пособий на безработицу, рассуждает проректор Академии труда и социальных отношений по развитию Александр Сафонов.

По словам Топилина, цель налога — выявить тех, у кого есть доходы, но они ничего не платят. В теневом секторе экономики находятся около 30 миллионов человек — такие цифры приводит Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС. Вице-премьер Ольга Голодец в 2013 году оценила его в 20 миллионов человек.

Концептуально – налог надо было вводить раньше, когда экономика росла, и он был бы менее болезненный, считает Сафонов. 

«Нельзя смешивать в одну кучу людей, которые по-разному получают деньги: кто-то в своей “скрытой занятости„ балансирует на грани выживания, кто-то ухаживает за родственниками, и поэтому не работает — для них такой налог будет серьезным ударом» — объясняет эксперт.

Как рассчитать налог?

Сейчас заявления о налоге выглядят как информационный шум, а сумма в 20 тысяч — «взятой с потолка», продолжает эксперт: никто не проводил исследований, не оценивал зарплаты в неформальном секторе, насколько посильны будут эти 20 тысяч, не оценивал возможные риски, перечисляет Сафонов. Проработка законопроекта, по его словам, займет не меньше полугода: «Необходимо определить, кто должен платить, кто не должен, разработать методики, обучить специалистов, это серьезнейший проект», — перечисляет экономист.

Сам Топилин сказал, что пока нет ясности, когда может появиться такой законопроект. Медведев после выступления министра лишь подтвердил, что этот вопрос будет обсуждаться. 

В теневой экономике задействовано слишком много людей, о борьбе с этим бизнесом «не может быть и речи, — говорила на встрече с президентом губернатор Владимирской области Светлана Орлова, — если начать бороться с "гаражами" начнется революция».

Если Минтруд ставит перед собой цель — вывести людей из тени, то налог на тунеядство в этом вряд ли поможет, считает сопредседатель бизнес-объединения «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян.

«Скрывают не из-за налогов, а из-за поборов и бесконечных проверок, просто из-за того, что не хочется терять время на простаивание в очередях и сбор бумажек. Весь проблемный массив, который генерируется бюрократическим государством, — это в первую очередь отпугивает», — считает Данильян.

Безработные, не оформленные официально люди, дружно выйдут на биржу труда, государство начнет им платить пособие, а такое количество рабочих мест, естественно, не будет создано. «Минтруд, такое ощущение, что этого не понимает», — удивляется эксперт. ​

Также по теме