Путин впервые посетит офис «Яндекса» накануне юбилея компании

На следующей неделе, в преддверии празднования 20-летия «Яндекса», Владимир Путин впервые приедет в московский офис компании. Путин критиковал «Яндекс», но в последние годы отношения компании и государства стали  конструктивными, и на «Яндекс» рассчитывают в период президентской кампании, отмечают близкие к Кремлю собеседники.

Как стало известно Дождю, Владимир Путин приедет в московский офис IT-компании «Яндекс» на следующей неделе, скорее всего, в следующий четверг. Об этом Дождю рассказали два человека, близких к кремлевской администрации, и подтвердил сотрудник компании. Повод для визита — 20-летие компании (поисковая система была представлена 23 сентября 1997 года), глава государства осмотрит офис и пообщается с сотрудниками, поясняет один из собеседников Дождя.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопрос Дождя о целях визита главы государства. В пресс-службе «Яндекса» на запрос Дождя также не ответили (UPD: позднее из пресс-службы прислали ответ, в котором не было ответа на вопрос о визите Путина, но сотрудники подчеркнули, что «двери "Яндекса" открыты для всех каждый день, и мы всегда рады гостям»).

Руководители «Яндекса» регулярно бывают на мероприятиях с участием главы государства, но в офисе компании президент побывает впервые. В гостях у «Яндекса» был президент Дмитрий Медведев в 2010 году, но он посещал подразделение компании в Кремниевой долине во время визита в США.

В течение долгого времени власти пытались поставить «Яндекс» под контроль, рассказывают два собеседника, близких к администрации президента. Руководство кремлевской администрации приходило в ярость, когда в топ сервиса «Яндекс.Новости» попадали наиболее невыгодные для властей материалы, утверждает один из собеседников. Кремль вел с руководством «Яндекса» многолетние переговоры, речь шла об алгоритмах наполнения «Яндекс.Новости», принципах появления там тех или иных новостей. Власти открыто угрожали приравнять этот сервис к СМИ с соответствующими ограничениями.

Сам Путин однажды нелестно отозвался о компании. В 2014 году на форуме ОНФ он заявил, что «Яндекс» изначально начинался как проект с западным влиянием. После этого акции компании упали на 5%, но вскоре вернулись на прежние позиции, поскольку никаких других негативных сигналов за этим не последовало. В последние годы отношения «Яндекса» и государства можно назвать конструктивными, утверждает источник, близкий к Кремлю.

В том же 2014 году «Яндекс» закрыл рейтинг блогов, раздражавший власти. В компании тогда заявили, что решение планировалось давно, причиной для окончательного закрытия стал законопроект о приравнивании блогеров с аудиторией более трех тысяч человек к СМИ.

В июне 2016 года Путин подписал закон о новостных агрегаторах, он вступил в силу с начала 2017 года. По нему, все новостные агрегаторы с аудиторией более миллиона человек приравнивались к СМИ. Таким образом, сервисы обязали отвечать за достоверность информации и перепроверять сообщения из источников, у которых нет лицензии СМИ. Из-за невозможности выполнить эти условия «Яндекс.Новости» исключил такие источники из выдачи. При этом агрегаторы не несут ответственность за дословное цитирование сообщений СМИ.

26 марта по всей России прошли многотысячные митинги против коррупции, результатом которых стали задержания сотен участников акций. Сообщения об акциях протеста появились в топе сервиса «Яндекс.Новости» лишь спустя три часа после начала акции в Москве. Многие обвинили «Яндекс» в цензуре. «Это не так: никакого ручного вмешательства быть не может, работа «Яндекс.Новостей» по-прежнему полностью подчиняется алгоритмам», — говорилось в сообщении на сайте компании. В «Яндексе» добавили, что различные новости, связанные с антикоррупционными митингами, были на главной странице «Яндекса», но они периодически исчезали и появлялись снова. Это связали с тем, что теперь агрегатор может выносить в топ только сообщения от СМИ, зарегистрированных в Роскомнадзоре, а также с тем, что алгоритм воспринимал новости о антикоррупционных митингах в разных городах как разные события. «Ситуация в целом непростая — мы агрегатор, и искусственно поднимать ту или иную тему в условиях молчания крупных СМИ, очевидно, не можем», — сказано в сообщении компании.

Компания на 100% принадлежит голландской компании Yandex N.V. В 2009 году «Яндекс» передал «Сбербанку» «золотую акцию». Как писал РБК со ссылкой на CNews, благодаря этому Сбербанк сможет блокировать продажу компанией своих ключевых активов и влиять на поправки в устав.

О том, что Путин прислушивается к мнению главы компании Аркадия Воложа по вопросам интернета могут свидетельствовать слова советника президента по интернету Германа Клименко. Тот после своего назначения заявил РБК, что его на эту должность Путину порекомендовал именно Волож. Однако Волож через пресс-службу «Яндекса» опроверг это заявление.

Визит президента в «Яндекс» явно не случаен и связан с желанием власти включить компанию в сферу своих интересов перед выборами, говорит политолог и член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов. По его мнению, Кремль заинтересован в сотрудничестве с компаниями, на площадке которых возможно размещение предвыборной рекламы. «Рамблер уже включен в сферу интересов. Яндекс тоже должен получить сигнал о такой заинтересованности», — резюмирует эксперт.

Ранее СМИ сообщали о желании Кремля подключить к президентской кампании Mail.Ru Group. После этого сервис «Мамба» (через кипрский оффшор на 31% принадлежит Mail. ru) разработал отдельное приложение знакомств, которое было призвано повысить явку на выборах. В приложении молодые люди знакомятся, чтобы пойти на свидание на избирательный участок и проголосовать.

Фото: Сергей Гунеев/ РИА-Новости

Купите подписку
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера