Поддержать программу
Время перемен
20:24
13 августа
История

Операция «Преемник». Как на месте партий оказались корпорации

Кирилл Рогов о хозяйственниках, реформаторах и медиамагнатах в конце девяностых
3 120
0
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Телеканал Дождь и Открытый университет представляют новую программу «Время перемен» с лекциями о судьбах российской культуры и политики от самых авторитетных российских политологов, историков, писателей, арт-менеджеров и журналистов.

Что не так в Конституции? Крепкие хозяйственники и субнациональные режимы, коммунисты vs. младореформаторы, схватка с медиамагнатами, корпорации вместо партий  —  все это в лекции политолога Кирилла Рогова.

Олигархи были не единственными новыми игроками, вышедшими на политическую сцену во второй половине 1990-х годов. Другими бенефициарами нового порядка были региональные элиты.

Что не так в Конституции?

В 1996 году кончался переходный период, после которого все регионы имели право избирать глав исполнительной власти прямым голосованием. Кроме того, менялся порядок формирования Совета Федерации — теперь главы исполнительной и законодательной власти субъектов федерации автоматически становились его членами.

Эти две нормы были заложены в Конституцию еще в 1993 году и призваны были купить лояльность региональных элит, снизить угрозу дезинтеграции России. Что касается нормы избрания глав регионов, то она была, безусловно, демократической. Кроме того, таким образом избранные руководители получали самостоятельный источник легитимности, и это уравновешивало слишком пропрезидентскую конструкцию конституции.

Что касается нормы о формировании Совета Федерации, то тут гораздо сложнее. Вообще в проекте Конституции, который по итогам конституционного совещания был 8 ноября отправлен Ельцину, говорилось просто, что в Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта федерации. А вот через три дня, когда проект был опубликован в «Российской газете», там уже содержалась норма о том, что в Совет Федерации входят по одному представителю от исполнительной и законодательной власти каждого субъекта федерации. Эта норма делала невозможным проведение прямых выборов сенаторов.

Вообще-то эта коллизия хорошо известна из истории американской демократии: в XIX веке в Америке тоже в сенат входили представители законодательной власти штатов. Но согласно 17-й поправке Конституции все изменилось и граждане Штатов прямым голосованием избирают сенаторов. Россия живет в американском XIX веке.

Совет Федерации имеет огромные полномочия: он объявляет военное и чрезвычайное положение, разрешает использовать войска за пределами территории Российской Федерации, наконец, утверждает генерального прокурора, судей Верховного суда, судей Конституционного суда — то есть вся правоприменительная вертикаль, так или иначе, зависит от решений Совета Федерации. Получается, что эти решения принимают не люди, которые представляют граждан, а люди, которые представляют власть. Получается, что исполнительная власть контролирует ту правоприменительную вертикаль, которая должна следить за соблюдением закона, в частности, защищать интересы людей от посягательств государства.

Крепкие хозяйственники и субнациональные режимы

Выборы губернаторов — это хорошо, выборы — это всегда хорошо, лучше, чем их отсутствие. Чем больше выборов, тем больше люди приучаются голосовать, тем более им привычно то, что эта форма их политического участия может в какие-то моменты иметь значение.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: