Поддержать программу
Время перемен
19:18
4 августа 2016
История

От бандита к охраннику: эволюция героя

Лекция Юрия Сапрыкина
Ведущие:
Юрий Сапрыкин
8 959
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментарии доступны только подписчикам.
Оформить подписку

Телеканал Дождь и Открытый университет представляют новую программу «Время перемен» с лекциями о судьбах российской культуры и политики от самых авторитетных российских политологов, историков, писателей, арт-менеджеров и журналистов.

Лекция Юрия Сапрыкина об эволюции киногероя в российском кино.

Эволюция героя

11 мая 2000 года в кинотеатрах страны выходит новый фильм Алексея Балабанова «Брат-2» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. А вместе с ним на экране появляется совершенно новый тип положительного героя – героя, которого невозможно представить в нашем советском прошлом и который во многом определил наше постсоветское будущее.

Слом советской парадигмы

В конце 80-х, в последние советские годы, в этом смысле происходит какой-то полный слом сложившейся парадигмы, потому что на поверхность выплывают какие-то темы, какие-то пласты реальности и, соответственно, герои, которые в советское время по разным цензурным или художественным соображениям оказывались за пределом рассмотрения.

Эти герои позднеперестроечного кино – одновременно всегда антигерои. Если мы вспомним кино, с которым ассоциируется перестройка, то это обязательно персонажи полумаргинальные, полукриминальные. Персонажи, которые находятся в сложных отношениях с законом и в сложных отношениях с реальностью. Это «Маленькая Вера», «Авария – дочь мента», «Интердевочка», «Трагедия в стиле рок» и всё такое прочее. Это именно тот пласт нового реализма, или «чернухи», как его тогда называли, из-за которого потом долгие годы отечественную массовую культуру обвиняли в том, что она учит детей быть бандитами и проститутками. На самом деле это просто был некоторый всплеск тех тем и отражение тех пластов реальности, которые долгие годы находились вне зоны внимания или под прямым запретом.

И к началу 90-х действительно самые популярные фильмы и самые многотиражные книги – всё, что переходит уже постепенно в разряд кооперативного кино, кооперативной ларёчной литературы, – это совсем какие-то очень простые жанровые вещи на околокриминальные темы.

То есть кто такой герой массовой литературы начала 90-х?

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: