Поддержать программу
Время перемен
15:55
5 августа
История

Москва Сергея Капкова. Как город изменил москвичей

Лекция Александра Баунова, Бориса Куприянова, Алексея Левинсона, Юрия Сапрыкина
2 371
0
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Телеканал Дождь и Открытый университет представляют новую программу «Время перемен» с лекциями о судьбах российской культуры и политики от самых авторитетных российских политологов, историков, писателей, арт-менеджеров и журналистов.

«Москва Сергея Капкова. Революция сверху». Лекция Александра Баунова, Бориса Куприянова, Алексея Левинсона, Юрия Сапрыкина.

В марте 2011 года на должность директора Московского парка культуры и отдыха имени Горького назначают депутата Государственной Думы Сергея Капкова. Спустя считанные недели Капков предлагает амбициозную программу реконструкции парка, привлекает к работе специалистов института «Стрелка», и очень быстро становится понятно, что речь идет не просто о ремонте или обновлении парка – в Москве должно появиться общественное пространство совершенно нового типа, рассчитанное на новое поколение с новыми вкусами и новыми требованиями к своему городу. В сентябре 2011-го, когда Капкова назначают директором московского Департамента культуры, всем становится понятно, что новый вектор преобразований направлен не просто на отдельно взятый парк, а на всю Москву.

Я бы начал с того, что на мой взгляд, в моем представлении «Стрелка», которая началась еще до того как, до Болотной, до того, как Капков пришел, – первый такой проект создания этого же городского... типа городского пространства… У меня было такое представление, что это определенная группа… определенная группа влияния в политическом руководстве, и влияния коммерческого, то есть олигархическая группа. Ее зона ответственности – это как бы высокое потребление. Это ее зона ответственности, где она может собирать деньги, где она может устраивать то, что ей близко стилистически, и куда она привлекает новый этот самый средний класс, где она его формирует, дает ему выход.

В этом смысле такой концепт возник раньше, и понимание, что есть этот класс, родилось раньше. Поэтому Сурков произнес свои знаменитые слова про креативный класс – на второй день после того, как это началось, потому что в принципе проблему они чувствовали социальную. И были люди, которые как бы отвечали за эту социальную и экономическую страту. Вот. Это было мне понятно.

Но вот явились люди, которые опять решили сделать что-то с идеей. Как я понимаю их идею? Я понимаю это опять же как концепт такой полемический... я бы сказал: противопоставление веселья очень большой скуке. Под скукой можно разуметь и просто какие-то архитектурные, дизайнерские формы – там, любые, от пластмассовых стаканчиков до зданий вокзалов и стадионов. Но можно под ней понимать и такую как бы социальную вещь. Похоже, что эта скука связана с тем, что бюрократия стала гегемоном в нашем обществе, и этому гегемону никто ничего противопоставить прямо не мог до той поры, пока не появились массовые демонстранты на демонстрациях конца 2011 – начала 2012 года, связанных с протестом против нечестных выборов.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: