Поддержать программу
Время перемен
18:34
2 августа
История

От старого НТВ до «Спас-ТВ». 20 лет истории российских медиа за 20 минут

Лекция Юрия Сапрыкина
Ведущие:
Юрий Сапрыкин
5 900
0
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Телеканал Дождь и Открытый университет представляют новую программу «Время перемен» с лекциями о судьбах российской культуры и политики от самых авторитетных российских политологов, историков, писателей, арт-менеджеров и журналистов.

Краткая история российских медиа в лекции Юрия Сапрыкина.

23 февраля 1993 года в свет выходит первый номер новой ежедневной газеты под названием «Сегодня». В 1993 году все еще кажется, что новое хорошее средство массовой информации – это большое событие.

Хорошая газета стоит того, чтобы стоять за ней в очереди к ларьку «Союзпечати» с семи утра, как это происходит в конце 80-х с «Московскими новостями».

Точно так же хорошая телепрограмма стоит того, чтобы сидеть во втором часу ночи, страдая от недосыпания, и ждать, пока ведущий программы «Взгляд» расскажет тебе что-нибудь новое о преступлениях сталинизма.

Ну а хороший толстый литературный журнал стоит того, чтобы пустить на него чуть ли не всю бумагу, существующую в стране, и пусть миллионы подписчиков по полгода ждут очередного номера, но зато в этом номере напечатан «Архипелаг ГУЛАГ».

Иногда журналисту хорошей газеты удается вообще развернуть ход истории страны, как это произошло 19 августа 1991 года на пресс-конференции членов ГКЧП, у которых молодая журналистка «Независимой газеты» Татьяна Малкина в какой-то момент спросила: «А понимаете ли вы, что совершили государственный переворот?» И после этого всё у них пошло не так.

Новый язык

Во-вторых, новая хорошая газета – это всегда новый хороший язык. Весь конец 80-х позднесоветские медиа пытаются уйти от суконной советской стилистики и придумать для себя какие-то новые слова, на которых они могли бы разговаривать.

В «Коммерсанте», который начинает выходить в 1989 году, – это такая принципиально засушенная стилистика, когда статьи состоят только из фактов, абсолютно лишены эмоций, в крайнем случае подкреплены ссылками на анонимных экспертов «Коммерсанта». Зато у них смешные заголовки и карикатуры про Петровича работы Андрея Бильжо.

В «Независимой газете», которая выходит годом позже, вся редакция штудирует перед запуском стайл-гайды Financial Times и агентства Reuters и придумывает новые форматы заголовков – как бы делает все, чтобы писать для новых читателей на каком-то принципиально новом языке.

В газете «Сегодня» стиль задает полоса искусства под руководством литературного критика Бориса Кузьминского. Там печатают кинорецензии в форме шахматных этюдов, а после выхода новой серии Twin Peaks устраивают культурологические разборы, где серия разбирается неким филологическим образом на тончайшие цитаты и мельчайшие источники.

Но отдел искусства – это не единственное важное, что там есть. В газете собирается весь журналистский дрим-тим того времени, от Сергея Пархоменко до Михаила Леонтьева, и вообще видно, что это такое большое предприятие с серьезными намерениями. И у этих намерений есть имя и фамилия – это Владимир Гусинский, один из крупнейших российских банкиров, который, собственно, и является инициатором издания этой газеты и ее владельцем.

Медиа как бизнес

Так вот, в-третьих, новая большая газета – это еще и бизнес. Это новое открытие для российских СМИ, что газета – это не просто рупор, из которого вещают журналисты и учат своих читателей жизни, а это как бы бизнес-предприятие, которое должно приносить доход.

По этим законам существуют и «Коммерсантъ», и «Независимая», и газета «Сегодня», к которой очень быстро присоединяются и новые ресурсы Гусинского – телеканал НТВ, еженедельник «Итоги», сеть спутниковых каналов НТВ+, в конце концов, радиостанция «Эхо Москвы». Все это невероятно профессиональные ресурсы, на которых работают лучшие журналисты того времени. И вообще все выглядит так, как будто Гусинский пытается построить огромную медиаимперию – огромную, успешную и прибыльную, которая, может быть, в итоге и станет основным его бизнесом.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: