Поддержать программу
Время перемен
16:22
3 августа
История

Цена искусства. Как меценатов превратили в «иностранных агентов»

Лекция Юрия Сапрыкина
2 539
0
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Телеканал Дождь и Открытый университет представляют новую программу «Время перемен» с лекциями о судьбах российской культуры и политики от самых авторитетных российских политологов, историков, писателей, арт-менеджеров и журналистов.

Лекция Юрия Сапрыкина о том, как культура девяностых начала зарабатывать деньги.

Как зарабатывала новая культура

В 1995 году начинает работу российское представительство фонда «Открытое общество» — большой благотворительной организации, которую создал американский предприниматель Джордж Сорос. В последующие годы соросовский фонд будут нещадно ругать за попытку внедрения чуждых ценностей в российскую культуру. Или же благодарить за то, что он помог выжить каким-то некоммерческим отраслям, которые остались без поддержки государства и без тех денег просто бы исчезли с лица земли.

Так или иначе, работа этого фонда в России оказалась едва ли не первым примером какой-то системной деятельности по финансированию культуры, в особенности некоммерческих, не приносящих дохода ее отраслей. Той работы, от которой по не зависящим ни от кого причинам отстранилось государство, и той работы, которой предстояло научиться российскому частному бизнесу.

Культура становится рынком

Для позднесоветской культуры деньги — это совершенно новое измерение. Понятно, что в советское время об этом думать, как правило, просто не приходилось. Деньги — это либо пожизненная гарантия в обмен на известную лояльность, либо какой-то презренный металл, который можно зарабатывать где-нибудь в сторожке или в котельной, в остальное время занимаясь чистым некоммерческим искусством.

Но уже в годы перестройки выясняется, что произведения искусства, в том числе подпольного, радикального и некоммерческого, казалось бы, искусства, — это товар, который прекрасно продается на рынке. И первые сенсации, первые потрясения в этой отрасли связаны именно с западными деньгами.

В 1988 году в Москве проходит аукцион компании «Сотбис», на котором продается неофициальное искусство бывших подпольных художников. Он собирает абсолютно невероятную сумму по тем временам. Главным его хитом становится работа художника Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон», которую покупает коллекционер из Мюнхена за 461 тысяч долларов. Когда заканчивается аукцион, художники понимают, что их представление о реальности совершенно не соответствует тому, как устроен международный арт-рынок и какие суммы на нем зарабатываются.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: