Лекции
Кино
Галереи SMART TV
«Маша и медведь». Почему изначально в сказке никакой Маши не было, а для иностранцев «русский медведь» — символ агрессии
Читать
10:49
0 10216

«Маша и медведь». Почему изначально в сказке никакой Маши не было, а для иностранцев «русский медведь» — символ агрессии

— Страшные сказки

В новом выпуске «Страшных сказок» на Дожде Дмитрий Макаров рассказывает о сюжете про «Машу и трех Медведей». Чем сказочный сюжет, описанный Корнеем Чуковским, отличается от оригинала, и почему в истории, из которой вырос один из популярнейших российских брендов за рубежом, фигурирует именно медведь, а не какое-то другое животное?

Сегодня мы поговорим о том, кто ел из чьей миски и кто спал в чьей кроватке, иными словами, мы поговорим о сказке «Маша и медведь».

Словосочетание «Маша и медведь» или «Маша и медведи» однозначно обещает нам что-то сказочное, хотя на самом деле отношениям некой Маши и одного или нескольких медведей посвящено несколько разных сказок. Самая популярная известна нам, например, в авторской версии Корнея Ивановича Чуковского, она называется «Три медведя». Это там Маша, заблудившись в лесу, оказывается в домике с тремя мисками, тремя стульями и тремя кроватками. Привередливая девочка умудряется попробовать из всех тарелок, посидеть на всех стульях и поспать во всех кроватках. «Кто ел из моей миски и все съел?» ― возмущается младший из медведей. Разбуженная героиня просыпается и убегает через окно. На самом деле в версии Корнея Ивановича Чуковского никакой Маши нет, там просто сказано: «Одна девочка». Мозг сам заменяет ее на некую Машу, в самом деле, кто же это мог быть еще?

Самая простая народная версия ― о девочке, которая заблудилась в лесу и попала к гостеприимному, но строгому медведю. «Ага, ― сказал он, увидев гостью, ― теперь не отпущу тебя, будешь у меня жить, будешь печку топить, будешь кашу варить, будешь меня кашей кормить». Маша поработала на медведя, который ей под страхом быть съеденной запретил покидать его дом, и придумала, как сбежать. Напекла она пирожков, сложила их в кузовок, сама спряталась туда, под эти пирожки, и велела медведю отнести гостинцы ее дедушке и бабушке, а есть пирожки запретила: «Я, мол, за тобой буду с высокого дерева следить». И только медведь хотел присесть на пенек и полакомиться пирожком, как она говорила ему из кузовка: «Вижу, вижу, все вижу». «Ишь ты, глазастая!» ― говорил мишка и продолжал свой путь. Когда он подошел к дому бабушки и дедушки и поставил там кузовок, на него напали собаки. Так Маша вернулась домой, а медведь оказался снова в лесу.

Что сразу бросается в глаза? Это две совершенно разные девочки. В народной сказке трудолюбивая, хитрая, смекалистая. Она проводит в плену какое-то время и перерастает медведя. Она придумывает, как обойти его силу. А у Чуковского что? А у него девочка ленивая, капризная, привередливая, пришла на все готовое и улеглась. И еще неизвестно, кстати говоря, добралась ли она до дома, сбежав через окошко.

В отличие от лисы или зайца, у медведя в русских народных сказках как-то не сложился единый портрет. Медведь бывает и недалеким, как в сказке «Вершки и корешки», сильным, но глупым, как в том же «Колобке», могучим и трусливым, как в сказке «Заячья избушка», щедрым и благородным, как, например, медведь, который спасает пса, оставленного хозяевами умирать в лесу.

Медведь ― это наш царь зверей, могучий, хитрый, очень быстрый, кстати, вопреки всем сказкам, очень опасный, всеядный. То есть он находится как бы на вершине пищевой пирамиды, там же, где и человек. Никого сильнее медведя в русском лесу никогда не было. На него ходили с рогатиной, а сразить медведя в бою один на один ― это признак высшей доблести. Недаром же в литературном памятнике «Поучение Владимира Мономаха детям», памятнике XII века, князь вспоминает свои охоты на диких зверей на равных с военными походами.

Вообще, конечно, по мнению Бориса Рыбакова, культ медведя, сочетающего божественное, человеческое и животное начало, самый древний на планете. Одним из подтверждений этому считается знаменитый монтеспанский медведь ― это глиняная статуя, которая старше 35 тысяч лет, с настоящим черепом медведя вместо головы. Она была найдена во французских пещерах. Впрочем, и на территории России есть древние петроглифы с изображением медведя, например, на камнях на побережье реки Тагил.

Любопытно, что слово «медведь», то есть тот, кто ведает мед, ― это на самом деле не что иное, как древний эвфемизм. Ведь медведя боялись, он был в наших краях Тем, кого нельзя называть. Потом уже и слово «медведь» стали заменять на «косолапого», «топтыгу» или «хозяина леса».

Подобно льву, медведь стал воплощением защиты и надежности, попав на гербы многих городов и княжеств. В России это гербы Перми, Марий-Эл, Норильска, Ярославля, в Европе ― Мадрида, Берлина, Брюгге. Подобно ручному льву святого Иеронима, ручной медведь был у Серафима Саровского. В России медведями издревле называли силачей, а «русский медведь» XIX века ― это собирательный образ русской военной или спортивной мощи, причем этот образ узнаваем во всем мире. Недаром медведь ― символ Олимпиады в Москве 1980 года. Кстати, в 2009 году исследователи выяснили, что для западного клише «русский медведь» характерна в первую очередь агрессия, а для русского клише «русский медведь» ― добродушие и бесхитростность.

Сложному образу добавляет красок и тот факт, что мы-то знаем: медведь большую часть времени проводит в спячке долгими зимами, а активен он короткими летними месяцами. Так и русский человек: сильный, медлительный, долго запрягает, но быстро и сокрушительно едет.

И все же любая сказка четко показывает, что медведь не человек. Пусть он всесильный хозяин леса, но на человеческой территории любая Маша может его перехитрить, может из жертвы и служанки стать госпожой положения, может вертеть медведем как хочет. Здесь невозможно не поговорить об одном из позитивных брендов современной России. Это не что иное, как анимационный сериал «Маша и Медведь». Вчера думал, готовясь к лекции, посмотреть на ночь серию-другую. Куда там, час пролетел буквально незаметно.

С 7 января 2009 года вышло уже 85 серий фильма Олега Кузовкова и его соавторов. 90 человек трудятся сегодня над проектом, который стал одним из самых прибыльных русских брендов. 88% итальянских детей, 33% китайских детей, 90% чилийских детей и так далее, и так далее ― знают, кто такая Маша и кто такой Медведь, а значит, знают их родители. Сегодня бренд «Маша и Медведь» в пятерке самых узнаваемых брендов Европы.

Маша ― совершенно невыносимая и при этом очаровательная девочка лет, наверно, пяти-шести. Она живет в доме на опушке леса, а в лесу этом живет антропоморфный Медведь. И вот Маша вся в проказах, которые ей все прощаются, а Медведь выступает в роли эдакого доброго, бесконечно терпеливого взрослого. Ему достается от ее проказ, приходится многое исправлять и объяснять, конечно же. Она каверзная и, по собственным словам, такая заводная, но дико обаятельная и добрая, так что наши сердца однозначно, конечно, всегда на ее стороне.

Фильм, конечно, критикуют. Например, психолог Лидия Матвеева, профессор МГУ, считает, что героиня мультфильма проявляет непочтительность по отношению к Медведю, который представляет в этом фильме образ сакрального для нашей культуры животного. И вообще это образ отца. При этом она постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы и, самое удивительное, получает за это позитивное подкрепление.

Очаровательная Маша и правда ведет себя порой просто отвратительно, но таковы и дети, вряд ли ведь они начнут вести себя как маленькие благоразумные взрослые, если показывать им соответствующие фильмы. Думаю, «Маша и Медведь» ― это не азбука ролевых моделей, а одно из первых киновпечатлений ребенка, его способ понять, что искусство ― это искусство, а жизнь ― это жизнь. Даже такой противник 3D-анимации, как Юрий Борисович Норштейн, похвалил фильм за органичность. Чего вам еще?

«Маша и Медведь» ― это удачный пример того, как Россия может создавать своих собственных всемирно известных и популярных героев, подобных американскому Микки-Маусу, например, и это сравнение лестно. Причем благодаря платочку и длинному платью Маша популярна даже в исламских странах. В этом смысле заявление корпорации Netflix о том, что это русский феномен, и депутата литовского парламента о том, что «Маша и Медведь» ― это орудие кремлевской пропаганды, в общем-то, один и тот же комплимент.

Кстати, о Юрии Норштейне. Его шедевр «Ежик в тумане», один из величайших анимационных фильмов XX века, в общем, тоже в каком-то смысле касается нашей истории, ведь отношения героев, Маши и Медведя, могут трактоваться и как отношения сильного и слабого, дружба сильного и слабого. Даже более того, дружба каких-то совершенно не схожих существ, они даже не разной расы, они разного вида, возраста и пола. И тем не менее они могут, могут найти общий язык и подружиться.

Причем воображаемый друг Маши, Медведь, ― это не воображаемый друг Кристофера Робина, медвежонок Винни-Пух. В сказке Алана Александра Милна Винни больше похож на нашу маленькую Машу. Нет, Медведь из современной русской киносказки, из анимационного сериала, ― это будущая Маша, это старший, добрый, неуклюжий папа, который до поры до времени во всем ребенку потакает, но только до поры до времени, потому что за пределами сказки почти каждой Маше придется однажды, конечно, побыть и Медведем.

И анекдот, конечно, напоследок. Не знаю, вырежете или нет, но мне кажется, что это прекрасно. «Тихо в осеннем лесу, и по лесу идет бурый медведь, а в лапах у него лукошко. И в лукошке этом спит Машенька. Тихо-тихо. В каждом пирожке».

Фото: Ю. А. Васнецов / WikiCommons

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века