Лекции
Кино
TED BBC
«Великие страдания русской литературы были зря»: Дмитрий Быков подвел итоги проекта «Сто лекций»
Читать
21:46
0 32840

«Великие страдания русской литературы были зря»: Дмитрий Быков подвел итоги проекта «Сто лекций»

— Сто лекций с Дмитрием Быковым
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Подошел к концу проект «Сто лекций» с Дмитрием Быковым, и пришло время подводить итоги исследованию русской литературы XX века. Итог получился двойственный, потому что, пока проза безуспешно пыталась вернуться к былому величию, жанр фэнтези бил все рекорды и быстро стал мейнстримом. Что же все-таки представляет себя русский литературный XX век? Дмитрий Быков подвел итоги своего курса лекций.

Добрый вечер, дорогие друзья! С облегчением сообщаю вам, что сегодня мы завершаем цикл «Сто лет ― сто книг». Это сто первая лекция, а даже, может, пожалуй, и сто вторая, потому что после первых пятидесяти подводили мы итог пятидесятилетия, ну, и сейчас подводим итог столетия. Конечно, очень беглый, очень волюнтаристски личный, очень приблизительный. Но, как вы понимаете, подвести итоги XX века в русской литературе ― это задача многотомной энциклопедии, а мы наметим лишь первые пролегомены к такой энциклопедии.

Хочу вам сразу сказать, что мы не расстаёмся. У нас будет следующий цикл, следующие лекции. Спасибо вам за то, что вы сами на этом настаиваете, да и мне, честно говоря, жаль было бы лишиться этой сладкой каторги. Поэтому мы, конечно, в будущем году увидимся в новом формате, а пока закругляем свой разговор о ста годах русской литературы.

Три тенденции налицо. Во-первых, когда мы говорим о русской литературе XIX века, мы должны заметить, что она прошла самый стремительный путь из всех мировых. Даже если сравнивать с такими же быстрыми и такими же стремительно развивавшимися японской, скандинавской литературами, вообще со странами с таким особенно пылким и особенно мучительным модерном, отягощенным муками совести, разборками с традициями и так далее, ― даже на этом фоне Россия всё-таки рекордсмен.

Понимаете, сто лет прошло между пьесами Капниста «Ябеда» и Чехова «Вишневый сад». От классической классицистской комедии нравов до абсурдистской трагикомедии, которая определила во многом драматургию всего XX, да отчасти и XXI века. Этот путь пройден за 105 лет, понимаете?

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
«Центр "Э" приходит на наши концерты, что-то снимает»: живой концерт одной из самых популярных панк-групп России «Порнофильмы»