Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Татьяна Лебедева о зашоренности наших спортсменов, пустых «Лужниках» и о том, что Усейн Болт побьет мировой рекорд в прыжках в длину
Читать
17:49
0 2777

Татьяна Лебедева о зашоренности наших спортсменов, пустых «Лужниках» и о том, что Усейн Болт побьет мировой рекорд в прыжках в длину

— Спорт на Дожде
Олимпийская чемпионка в прыжках в длину Татьяна Лебедева анализирует прыгучесть Усейна Болта, рассказывает про систему, которая зажимает менталитет наших спортсменов, и делает вывод, что Москва – очень неспортивный город.
Командная: Как вы думаете, сможет этот чертяка и прыгать лучше всех в мире?

Лебедева: Такой темой задумались все тренера, когда в 2008 году в Пекине он завоевал три золотые медали. И все специалисты по легкой атлетике стали применять его способности и в других видах, то есть и 400 метров, и 800, и прыжки в длину, и тройной.

Командная: И ядро может, наверное, толкать.

Лебедева: Ну, метать не стали рисковать, а все другие виды легкой атлетики, даже устраивали, а сколько он может прыгнуть, потенциал какой. Потому что действительно он очень талантливый и сильный спортсмен, большая амплитуда движений. Конечно, виден огромный потенциал, в том числе и мировой рекорд. Конечно, также Дэвид Рудиша, когда на 800 метров установил мировой рекорд, все думали устроить дуэль на 400 метров. Когда Рудиша уйдет на более скоростную работу, а Усэйн тоже иногда бегает 400 метров, на Ямайке он выступает на соревнованиях, но это у него как тренировочный режим. Какой будет результат на 400 – это тоже интересно, это тоже интрига.

Я думаю, что Усэйн это вес держит в уме, единственное, это будет зависеть от его здоровья, от того, сколько он травм будет избегать. Все в его руках. Наверное, в этом и состоит, что мы ждем какого-то чуда от этого человека. Он всегда чем-то нас удивляет, поэтому я не удивлюсь, если он в будущем переквалифицируется на другие виды.

Командная: Но, естественно, не бросит свою коронную стометровку.

Лебедева: Здесь уже будет зависеть от того, насколько он накушается этим спринтом. Если он все достигнет, если поймет, что достиг своего потолка, предела, может быть, попробует и 400 метров, и прыжки. От него не будут требовать супер результатов, но народ хочет зрелищ, а как у него пойдет. Может быть, ему самому в душе интересно. Может быть, он и пробует на тренировках, мы же не знаем, как он тренируется. Это тоже секрет.

Командная: На его тренировки прессу, к сожалению, не пускают.

Лебедева: Да, в этом секрет ямайских спринтеров, ямайских чемпионов.

Командная: Особенно после вчерашнего его выступления участились замечания, дескать Усэйн Болт - это самый величайший атлет, который сейчас живет на всем белом свете, это самый великий спортсмен, который родился в наше время. Вы с этим согласны или величие Болта мы, журналисты, все-таки переоцениваем?

Лебедева: Если за последние года рекорды росли по чуть-чуть, буквально по сотой, и тут приходит человек, который десятки сбрасывает с самой дистанции, это, конечно, просто феноменально, конечно, начинаешь смотреть, что в нем такого. Он становится действительно богом спринта, и все кумиры, фанаты: «Как это легко, как это красиво», играючи даже. В Пекине даже мурашки по коже шли, когда он выиграл. Причем, в конце в клетках бросал бежать, и все думали, если он до конца, какой будет результат. Он зацепил уже этим.

При этом он казался обычным человеком. Он посещает Макдональдс, говорит, что любимые его наггетсы, то есть он не строит из себя звезду, он открыт для информации. Когда бы его ни снимали, где бы его ни снимали - в разминочном поле, когда его ведут в call-room, еще где-то - он всегда, когда видит камеры, может пошутить, улыбнуться. Он открыт всегда, вроде рядом сидят соперники, все закрыты, все настраиваются, а он вперед с улыбкой. Улыбка его, наверное, раскрепощает, он привлекает и притягивает свободным бегом, парящими движениями.

Командная: Если кто-то не знает, Усэйн Болт активный пользователь соцсетей, в том числе и Инстраграмма. Давайте посмотрим на то, какие фотографии он выкладывает сейчас во время Чемпионата мира по легкой атлетике. Например, фотография мамы с папой, которые приехали навестить сына.

Лебедева: Кстати, я их видела.

Командная: Невероятное счастье он по этому поводу испытывает. Он старается буквально на все соревнования маму брать с собой. Еще одна фотография, которая была опубликована вчера: так Усэйн Болт справляет свою очередную победу. Это ледяная ванная.

Лебедева: Настоящий профессионал. Несмотря на то, что вчера был дождь и было холодно, после такой работы нужно, чтобы сосуды сузились, чтобы не было воспалительного процесса, учитывая, что ему еще 200 метров, эстафета, еще и возраст, как он говорит, что не так легко все получается, как хотелось бы. Конечно, нужно больше внимания уделять восстановительным процедурам, ледяная вода - это самый естественный, самый доступный, наверное, лучше еще ничего не изобрели.

Командная: А вы тоже так делали?

Лебедева: Конечно. Когда мы приезжаем на официальные соревнования, мы первым делом ищем, где находятся бочки с ледяной водой. К сожалению, в Москве я не заметила. Может быть, на разминочном поле они есть, я не была там. Но они всегда бросаются в глаза, пачки льда я видела, а чтобы все спортсмены заходили специально и проводили там 5 минут, 10 в ледяной воде… Главное - ноги, потому что тело может простудиться, а ноги всегда должны быть в почете и в уважении. Это хлеб спортсмена.

Командная: Вы сказали, что вы видели родителей Усэйна Болта, а вы разговаривали с ними?

Лебедева: К сожалению, не приходилось. Я их только на этом чемпионате увидела, даже не знала, насколько они посещают чемпионаты его, смотрят по телевизору. Я думаю, Россия больше притягивает, для иностранцев это экзотика, как для нас Ямайка. Родители захотели, я думаю. Почему бы не посетить? Это хороший повод. Знают, что к нему здесь доброжелательно и гостеприимно относятся, мама и папа - это всегда родная кровь, всегда энергия передается от родителей. Я думаю, что это ему поможет взять реванш на 100 метров, он же проиграл из-за фальстарта. На 200, я думаю, у них тоже будет команда сильная, представляете в финале бежали четыре ямайских спортсмена. Я думаю, эстафета будет очень сильной, если не помешает погода, может состояться мировой рекорд.

Командная: Мы всегда ждем.

Лебедева: Да, и с шестом ждем, как и у мужчин, так и у женщин, в спринте могут состояться рекорды. Единственное, зависит от погоды, от зрителей, как они воспримут, как поддержат, насколько будет наполняемость трибун.

Командная: Про наполняемость трибун, понятно, что вчера вечером, когда выступал Усэйн Болт, «Лужники» были забиты, когда он бежал в квалификации, были полупустые трибуны. Как вы думаете, с чем это связано?

Лебедева: У нас культуры легкой атлетики, к сожалению, совершенно нет. Последний чемпионат по легкой атлетике - это была летняя олимпиада 1980 года и Игры доброй воли в 1986 году, поэтому у нас нет традиции. Если на футбол ходят, то реклама в легкой атлетике, привлечение - это с очень большим трудом отдавалось. Когда идет старт, должна быть тишина. Это традиция, и она соблюдается, это этика зрителей. Но у нас, к сожалению, не всегда она соблюдается, хотя видно, что люди поддаются дрессировке, потому что люди утихают, комментатор даже не говорит. Вначале он просил, а сейчас зрители сами пошумят, особенно с участием российских спортсменов, и умолкают. Я думаю, для этого должна быть традиция. Если будут проводиться соревнования по легкой атлетике с привлечением зрителей, то тогда у нас будет культура, будут полные трибуны. В Лондоне неделю назад проходили гран-при, два дня соревнований был полный стадион.

Командная: Болт же бежал.

Лебедева: Болт здесь тоже бежал, но единственное радует, что это, кто любит спорт, кто любит легкую атлетику, пришли. Не как раньше, когда людей загоняли, когда сами люди были далеки от спорта, от легкой атлетики. Были такие моменты, эта практика присутствовала в Советском союзе. Сейчас пришли именно любители легкой атлетики. Второй ярус - это были бесплатные билеты, и второй ярус был полный. То есть пришли по бесплатным билетам, и они больше всего и кричали. Это были дети, которые занимаются, но не на профессиональном уровне, пришли, чтобы поболеть. Первый ярус - это были платные билеты, может быть, там и было меньше народу. Я говорю, что культура у нас не развита, нет понимания еще, что спорт – это здоровье, это успех, что с помощью спорта можно построить свою карьеру.

Командная: Да, и можно стать Усэйном Болтом. Вы сказали, что он весь из себя интересный, веселый, что он привлекает публику. Почему у нас нет легкоатлетов, которые тоже хотели бы светиться? Когда вы выступали, эти красные волосы или белые волосы, вы всегда привлекали к себе внимание. Почему у нас атлеты все зашоренные? Я пыталась узнать телефон Александра Иванова, который вчера завоевал первое золото для российской сборной, он победил на дистанции 20 метров, но ни у кого нет телефона, не принято спортсменам давать интервью.

Лебедева: Это было сюрпризом для всех, потому что он буквально вчерашний юниор. Он сам, наверное, не ожидал, на него такое счастье, как медные трубы свалились. Насколько он это выдержит, это время уже покажет. С другой стороны, это менталитет наш, система советская, когда выезжали за рубеж: никуда не уходить, шаг влево, шаг вправо - расстрел. Это все равно передалось. Ямайские страны Карибского бассейна - они сами по себе, они слышат музыку, они сразу двигаться начинают. У них настолько подвижна нервная система. Они этого не стесняются, они не сдерживают себя. У нас сама по себе система нервная более строгая, в нужный момент только взорваться.

 Это большая ответственность, когда ты открыт, когда ты вызываешь на себя дополнительное внимание - прическами, поведением, другими моментами. Для тебя это дополнительный прессинг, но ты должен при этом победить. Если ты проигрываешь, это не так запоминается. Насколько спортсмен готов взять на себя эту ответственность, если он понимает, что победит, и при этом он хочет красиво победить, внутри есть чувство, что он может что-то такое сделать, и он это делает и побеждает, тогда это все запоминается, он мотивирует, как себя этим подстегивает. У нас очень мало атлетов, которые могут на себя это принять, этот удар, потому что стоит тебе потом оступиться, проиграть, все шишки на тебя упадут, вот он начал с пиара раньше времени, он еще ничего не завоевал. Это пошло не только в легкой атлетике, и в теннисе. Когда начинают в рекламу уходить, начинают сразу говорить, что плохо играют, потому что…

Командная: Маше Шараповой это не мешает.

Лебедева: Допустим, Курникова, когда начинала, но она сделала для себя выбор, что бизнес помимо спорта - это хорошо. Если у нас спортсмены готовы к этому, если есть компании, которые заинтересуются ими и начнут их раскручивать, через это ведь раскручивается наш вид спорта, а это тоже неплохо. Я считаю, что это совершенно нормально, учитывая тенденции нынешнего времени, когда спорт - это тоже шоу. Когда зритель приходит, нужно, чтобы интрига была, чтобы что-то зацепило, заполнилось, чтобы это были красивые победы, красивые поражения. Этим спорт и привлекает зрителей, когда идет энергия, эмоции, все плещет изнутри, у каждого спортсмена адреналин из ушей идет. Я считаю, что спорт таким и должен быть: эмоциональным, динамичным, чтобы ты всю ночь после этого не мог спать, потому что тебе захотелось пойти заниматься, или прийти на работу, свернуть горы, что-то изобрести.

Командная: А с Дашей Клишиной такая же проблема?

Лебедева: Я думаю, что мы больше от нее ожидаем в спортивном плане, потому что соперница Бритни Риз, трехкратная чемпионка мира, олимпийская чемпионка, очень опытная спортсменка, мне с ней приходилось выступать, я, к сожалению, один-два раза у нее выиграла. До этого она и Чемпионат мира победила в Берлине в 2009 году. Она сегодня написала в Фейсбуке, что Бог все-таки есть на свете, он все по справедливости воздал. То есть она в квалификации с 12 результатом попала, она на грани вылета была, а в финале она сделала правильный анализ, вывод. Она очень набожный человек, она этого не скрывает, поэтому Бог был на ее стороне. Что касается Даши, тут была большая ответственность, было внимание, она не справилась. Я думаю, что в квалификации в первой попытке опыта не хватило. 6,70 можно было даже не прыгать, это даже я на Олимпиаде не стала прыгать, я знала, что я попаду в квалификацию, а квалификация была 75. Она сделала две попытки, я думаю, что методически была еще какая-то ошибка.

Командная: Очень много сейчас разговоров, что снялись лучшие наши атлеты: Юлия Зарипова снялась, Юрий Борзаковский снялся из-за болезни. Много разговоров, что снялись, значит, нечисты. Как вы к таким разговорам относитесь?

Лебедева: Мы не можем их судить, они уже звезды, они уже легенды, они завоевали и золото Олимпиады, и чемпионами мира были. Это все они решают. У меня тоже были случаи, когда я приехала в ранге чемпионки мира, я была на 100% уверена, что я выиграю, но нелепая травма. В одной попытке и я не смогла уже бежать, прыгать, я снялась с соревнований. Хотя через 10 дней вышла на Бриллиантовую лигу и завоевала свой джек-пот. Меня тоже обвиняли в смертных грехах, что я погналась за этим миллионом.

Спортсмен сам выбирает, если он понимает, что травма настолько серьезная, что она потом не даст ему выйти на новый уровень, новые победы завоевать, то никто не может его заставить. Мы в демократическом обществе живем, он сам должен распоряжаться, это его хлеб. Может быть, в будущем он завоюет намного больше медалей и принесет много пользы российской сборной. Может быть, такие подозрения, с другой стороны, олимпийский год забрал много энергии. Я по себе знаю, наступает пустота, может быть, кто-то из этих спортсменов подумал, что не может оправдать надежд, а планка настолько высока, что занижать для себя не хочется. Лучше вообще не бежать, чем попасть в полуфинал, а в финал не попасть или проиграть. Поживем - увидим. Мы не можем их не в чем обвинять, тем более судить.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века