Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Самые успешные клубы мира. Почему «Реал», «Барселона» и «Бавария» зарабатывают больше всех
Читать
15:09
0 1268

Самые успешные клубы мира. Почему «Реал», «Барселона» и «Бавария» зарабатывают больше всех

— Спорт на Дожде

Когда «Бавария» обгонит «Барселону» по доходам? Почему английские клубы зарабатывают все меньше и меньше? Смогут ли арабские шейхи из «ПСЖ» отбить хотя бы часть вложенных средств? На этот и другие вопросы отвечает генеральный директор портала Sports.ru Дмитрий Навоша.

Командная: На этой неделе аудиторская компания «Делойт» опубликовала рейтинг самых доходных клубов за сезон 2012-2013. Мадридский «Реал» находится на первом месте с доходом почти 519 миллионов евро. «Реал», «Барселона», «Бавария», «Манчестер Юнайтед» и ПСЖ. Как ты можем прокомментировать? Ты сам удивлен таким рейтингам?

Навоша: Я бы не сказал, что я удивлен. Если смотреть на верхушку рейтинга, можно сказать, что два события произошло. Было давно понятно, кто этот рейтинг возглавит – 9 лет подряд это мадридский «Реал». Я думаю, еще лет 5 вопросов возникать тоже не будет, сможет ли кто-то оказывать «Реалу» конкуренцию. Событие номер раз – выпадение «Манчестера Юнайтед» из тройки и взлет «Баварии», которая выросла почти на 30% отчасти за счет лигочемпионских успехов и отчасти за счет того, что у «Баварии» потрясающий потенциал. Событие номер два – «Пари Сен-Жермен» вообще самый большой прогресс среди европейских топ-клубов за последние 3-4 года. У этого тоже, я думаю, есть логичное объяснение.

Командная: Самые процветающие футбольные клубы Европы: мюнхенская «Бавария», туринский «Ювентус» и «Пари Сен-Жермен». По сравнению с позапрошлым сезоном, доходы «Баварии» выросли почти на 85,5 млн евро, доходы «Ювентуса» выросли на 89 млн евро, а доходы «Пари Сен-Жермен» выросли на почти 192 млн евро. Я в шоке. За счет чего французы такой скачок могли совершить?

Навоша: Очень красноречивая цифра. Я бы разделил рост «Пари Сен-Жермен» на две части: одна часть – клуб получил очень большие инвестиции, попал в ряд мировых топ-клубов, где он не был три года назад.

Командная: Деньги, которые вкладывают арабские шейхи, здесь не учтены.

Навоша: Не совсем. Клуб получил очень большие инвестиции, купил топ-футболистов, это сразу повысило стоимость коммерческих прав клуба, уже дало какой-то эффект в телевизионных сделках. Обоснование второе немножко лукавое. Я убежден, что в этих деньгах есть деньги, частично заведенные в клуб как его выручка, то есть это деньги, которые арабские шейхи перекладывают из одного кармана в другой.

Командная: Условно говоря, какие-то рекламные расходы они могут им оплачивать.

Навоша: Да. Отдельная история, как на это будет смотреть аудит УЕФА. Они пытаются аудировать все рекламные контракты. Я убежден, «Пари Сен-Жермен» не заработал бы такую сумму денег на чистом рынке.

Командная: Меня волнует мюнхенская «Бавария», потому что мне кажется, должна «Бавария» рано или поздно догнать и перегнать и «Барселону», и «Реал». Ты сказал, что это случится не раньше, чем через 5 лет. Почему?

Навоша: Есть два измерения в мировом футболе: есть измерение клубов, и как клуб «Бавария» потрясающе сильна…

Командная: Это связано с тем, что немецкая футбольная экономика самая здоровая в Европе?

Навоша: И да, и нет. Немецкая футбольная экономика самая здоровая, потому что в Германии есть много людей с неплохим доходом и некоторым количеством свободного времени, которое тратят на футбол и тратят туда свой доход, покупая билеты, абонементы, футболки. А нет, потому что как раз деньги, которые зарабатываются немецкими клубами, зарабатываются в Германии, а футбол глобализируется на протяжении последних 20 лет. Глобализация футбола привела к тому, что деньги «Реала» и «Манчестер Юнайтед» уже почти на 50% зарабатываются не в своих странах, и эта цифра будет только расти. Это вопрос ближайших пяти лет, когда внутри своих стран клубы будут зарабатывать не больше трети денег.

Командная: Что может сделать «Баварию» популярной на азиатских рынках? Наверное, победа в крупных турнирах.

Навоша: «Баварии» могут прибавлять популярности победы, но для того, чтобы это был по-настоящему хороший рост доходов, должна «Бундеслига» стать популярной. Пока «Бундеслига» зарабатывает в 14 раз меньше на продаже телеправ в другие страны, нежели английская премьер-лига. Такое отставание быстро не отыгрывается.

Командная: Мне всегда казалось, что итальянский футбол в экономическом плане загибается.

Навоша: Итальянский футбол перестал загибаться лет 12 назад. Пик кризиса футбола пришелся на конец 90-х – начало 2000-х, когда произошло банкротство «Фиорентины», «Лацио» обанкротился, «Наполи». Именно в футболе все обстоит неплохо. Кризис общеэкономический с футбольным соотносятся не очень хорошо. В кризис 2008-9-х годов все футбольные клубы из ведущей двадцатки увеличили свой доход.

Командная: Может быть, это связано с тем, что когда человек начинает испытывать финансовые проблемы, ему хочется другие радости в жизни?

Навоша: Да, футбол - это параллельная реальность для людей, которые им живут и его любят. Это реальность, где политика – мутное дело, экономика – непрозрачная и не всегда честная, а футбол – это конкретные люди на твоих глазах решают, кто сильнее. Безусловно, футбол – это второй Голливуд, производитель шоу, которое обладает теми качествами, которыми не обладает остальной мир – честность, прозрачность, понятность, соревнования.

Командная: Английские клубы не сильно растут, как мы видим из рейтинга «Делойт». У «Манчестера Сити» довольно приличный рост. Значит ли это, что остальные команды потихоньку отваливаются? Английская футбольная экономика медленнее развивается, чем та же немецкая, испанская?

Навоша: Нет, с английской экономикой все в порядке, потому что, с одной стороны, один английский футбольный клуб выпал из топ-3, и с другой стороны, в топ-20 мы имеем 6 английских клубов, и половина лиги присутствует в топ-30 точно. Мы просто имеем дело с двумя принципиально отличающимися моделями ведения футбольного бизнеса. Одну олицетворяет в чистом виде «Реал» и «Барселона», которые получают больше 50% телевизионных доходов от продаж прав на испанский чемпионат. Это модель А, когда топовые клубы получают почти все деньги. Вторая модель – английская. По сути это социализм, коммунизм, когда от каждого по возможностям, каждому сколько нужно. День распределяются почти поровну. Общее количество телевизионных денег, которое зарабатывает английская премьер-лига, гораздо больше испанского, но на долю лидеров приходится гораздо меньше. Поэтому в Англии очень богатые середняки. Сейчас нельзя сказать, что какая-то модель окончательно победила, потому что реаловская и барселонская модель позволяет получать всех звезд, но минусом этой модели является не очень конкурентный национальный чемпионат. Возникает вопрос, как долго мир будет готов покупать этот чемпионат и будет ли расти его стоимость. Мне скучновато смотреть целые матчи. В случае с Англией уровень сопротивления в каждом матче в общем выше, уровень звездности нетоповых команд выше. Эта модель еще не проиграла.

Командная: На днях была информация, что «Манчестер Сити» покупают команду в Австралии, чтобы открывать франшизу «Манчестер Сити». У них уже есть команда в Нью-Йорке. Это какое-то новое явление на рынке?

Навоша: Все новое – хорошо забытое старое. Попытки выходить на зарубежные рынки через франшизы предпринимались неоднократно, и «Барселона» пыталась открывать какие-то франшизы, и мадридский «Реал». Это не принесло пока никакого колоссальной отдачи никому из них. Может быть, и получится.

Командная: Они хотят увеличить популярность «Манчестер Сити»?

Навоша: В общем, да. Если у них есть бренд, технологии, как футбольный клуб устроен, как зарабатывает, почему не попробовать на тех рынках, где не запрещено законом? В Европе они не смогут это сделать.

Командная: Арабские шейхи, которые вбухивали  деньги в «Манчестер Сити», вбухивают в «Пари Сен-Жермен», когда-нибудь смогут окупить свои расходы?

Навоша: Это нельзя исключать, потому что, во-первых, футбол – это очень ликвидная история. Если ты хочешь выйти из топ-клуба, ты его можешь продать. Всегда есть большое количество желающих, кто готов купить. Второй момент – невозможно футбольные клубы создавать с нуля. Бизнес можно создать с нуля. Есть конечное количество клубов, это в любом случае актив, даже если он прогорает и не приносит деньги. Если он популярен, это продаваемо. Я почти уверен, что в перспективе еще 5-7 лет Роман Абрамович выйдет в ноль, потому что сейчас он уже на «Челси» не тратит денег практически. «Челси» начал окупаться.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века