Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Российский олимпийский факел рассчитан на мороз –45°: космические технологии
Читать
13:29
0 1723

Российский олимпийский факел рассчитан на мороз –45°: космические технологии

— Спорт на Дожде

После презентации факела в ГУМе в студию ДОЖДЯ пришел его дизайнер Владимир Пирожков. Он не согласился с насмешливыми замечаниями в твиттере (о том, что факел похож на утюг, а не на перо Жар-птицы), и объяснил, почему каждый экземпляр стоит 12 тысяч рублей. Это, по его словам, недорого, учитывая сложнейшие оборонные технологии, которые используются на красноярском заводе, где будут этот факел делать.

Белоголовцев: Мы можем сразу показать нашим зрителям факел.

Пирожков: Это паралимпийский факел.

Белоголовцев: А они различаются между собой?

Пирожков: Да, паралимпийский с голубыми вставками, а олимпийский - с алыми.

Белоголовцев: Очень много говорили о том, что факел лёгкий. Действительно, для такого большого предмета он лёгкий. За счёт чего, и сколько он весит?

Пирожков: Он не такой уж лёгкий, он, на самом деле, зимний, что очень важно, начнём с этого. Зима в России – это -45, и целая система есть для того, чтобы сделать газ, который будет внутри, положено, чтобы он был горючим при такой температуре, чтобы он не замерзал.

Белоголовцев: Чтобы газ не замерзал, там должна быть теплоизоляция.

Пирожков: Так точно, она там есть. Там есть целая система, как это сделать, чтобы она работала. Он весит от 1,5 килограмм до 1,6 килограмм.

Белоголовцев: Всё равно это мало, учитывая то, что он выглядит как железный.

Пирожков: Если вы будете факел на вытянутой руке, то пламя будет идти не вверх, а назад, как флаг, и вы не опалите волосы.

Белоголовцев: Скажите, сколько этот факел может гореть без подзарядки?

Пирожков: У нас расчётное время горения порядка 15 минут, на самом деле факелоносец будет бежать порядка 200-300 метров, это 3 минуты работы факела, но позже это будет потушено, и газовый баллон будет извлечён.

Белоголовцев: Сколько всего будет изготовлено таких факелов?

Пирожков: 16 тысяч факелов будет сделано для олимпийской эстафеты и порядка 1 800 факелов - для паралимпийской.

Белоголовцев: Вопрос, который разделил наших зрителей ровно пополам. Когда в интервью господин Чернышенко глава оргкомитета игр назвал стоимость каждого факела - это 12 тысяч рублей - наши зрители разделились. Одна половина говорит, что это траты, а другие говорят, что это вообще копейки. Скажите, насколько дёшево 12 тысяч для изготовления такой истории?

Пирожков: Во-первых, 16 тысяч факелов - это малая серия называется, если бы я сделал 16 миллионов факелов, то они, скорее всего, были стоимостью 3 доллара за штучку. Но поскольку это малая серия, и здесь достаточно серьёзные материалы используются, также система горения очень сложная, там есть высокотехнологичное алюминий, я не очень точно могу вам сказать себестоимость факела, даже не могу вам сказать, честно говоря, но я думаю, что себестоимость от стоимость не очень будет отличаться. 12 тысяч рублей - это порядка 450 долларов, и это в районе где-то себестоимости.

Белоголовцев: А почему бы не сделать промышленное производство? Я думаю, что огромное количество людей были бы не прочь купить себе авторизованный факел.

Пирожков: Нельзя, есть правило Международного олимпийского комитета, этот факел должен отгореть один раз, и я так понимаю, что факелоносец может выкупить потом этот факел, но я точно не знаю правил. Отгоревший факел стоит дороже, чем не горевший. Это потом становится предметом коллекционирования, и факелы очень дорогие при перепродаже позже. Здесь имеет место limited edition, а по всему миру есть огромное количество коллекционеров, которые собирают коллекции факелов олимпийских, поэтому эта вещь достаточно дорогая. Сделать больше, чем количество бегунов, нельзя по правилам Олимпийского комитета. Но будет сделана маленькая реплика с размером 25-30 сантиметров, которую можно будет приобрести.

Белоголовцев: Факел может гореть?

Пирожков: Нет, гореть он не имеет права, потому что олимпийский огонь начался в Афинах, а закончился в Сочи. Например, реплики лондонского факела были скуплены за 3 недели в количестве 200 тысяч штук. Это очень желанный аксессуар игр, и мы сейчас над этим тоже работаем.

Белоголовцев: Для зрителей скажу, я сейчас специально старался неподвижно держать факел на протяжении нескольких минут, конечно, рука немного подзатекает, это, наверное, как и любой вытянутый предмет с высоким центром тяжести.

Пирожков: Есть история факелов, и есть те произведённые изделия, которые были для ванкуверской олимпиады, туринской, они сопоставимы по весу. Туринская Олимпиада была тяжелее, факел был тяжелее. Например, факел московских игр 1980 года весил, кажется, 700 грамм. Очень лёгкий, но это летний.

Белоголовцев: Очень важный вопрос - вы застрахованы от того, что могут быть попытки затушить огонь?

Пирожков: Мы стараемся сделать это невозможным, потому что, во-первых, предприятие, которое производит этот факел - это Красноярский машиностроительный завод, где делают очень надёжные изделия для военной индустрии. Это завод с направлением, скажем так, суровым. Эти люди работают очень надёжно, и относятся к своей продукции очень качественно, поэтому и выбор пал на них. Во-вторых, представьте себе, когда все камеры мира  направлены на факелоносца, их количество 16 тысяч человек, они бегут по очереди из Владивостока по всей стране. Это очень долго всё будет происходить, 123 дня - это рекорд. Нам совсем не хочется, чтобы перед всем миром произошёл какой-то форс-мажор. Поэтому наша задача сделать так, чтоб он горел на -50 градусов, чтобы он работал в любом давлении.

У нас есть вариант подводный, под водой горит, на Байкале мы испытывали, у нас есть вариант космический, который полетит в космос. Здесь исследованы разные варианты, есть целая специальная камера, построенная  на этом заводе, где его испытывают в разных природных условиях. Это абсолютно полноценный сложный объект, я не побоюсь этого слова «сложный», потому что я всегда занимался объектами формата автомобиль, самолёт, ракета, тепловоз. Это сложные технологические объекты, это тоже сложный  технологический объект. Это он кажется нежным таким, хрупким, но на самом деле это сложнейшая технологическая система, которая испытана и отработана в сложнейших условиях.

Белоголовцев: Насколько высокий был конкурс на производство этой системы? И если это не какая-то коммерческая тайна, кто был вашим конкурентом?

Пирожков: Было два конкурса. Первый конкурс на дизайн факела, если я правильно помню, было 5 агентств, которые предлагали свои варианты. Мы предложили 5 вариантов, один из них был выбран, причём это всё было внутри оргкомитета, мы никак не могли влиять.

Белоголовцев: Это был открытый конкурс, то есть к вам обратились, или вы сами подали заявку?

Пирожков: К нам обратились. Это был международный конкурс, не только россияне участвовали.

Белоголовцев: Говорят, что дизайн-бюро Артемия Лебедева участвовало.

Пирожков: Возможно, но я точно не знаю. Мы не знали, с кем конкурировали. Может быть, это и хорошо. Второй конкурс был на производство, какой завод сможет произвести, а все хотели.

Белоголовцев: Понятное дело. Я изучал специально реакцию в интернете  на факел, здесь, скорее положительная, в отличие от слогана. Среди тех, кому не понравилось, наиболее частое употребляемо сравнение, цитата из Twitter, «похоже, скорее, не на перо павлина, а электроутюг».

Пирожков: У кого такой утюг, дайте мне адрес, а пойду куплю себе такой.

Белоголовцев: То есть вас не обижает такое сравнение?

Пирожков: Нет, ни в коем случае. Хорошо, что интернет - это свободное пространство, и никто не валит, как говорится. Честно говоря, сегодня на презентации я у людей спрашивал, нравится им или нет, именно ощущение первых трёх секунд. Вот вам нравится?

Белоголовцев: Я могу вам честно сказать, мне нравится. У меня было самое разное количество претензий к оргкомитету, но к факелу у меня нет претензий, я это говорю не потому, что вы стоите напротив.

Пирожков: Когда я работал в автомобильной промышленности, мы пришли к такой формуле, что если первые 10 секунд тебе понравилось, значит, это твой аппарат.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века