Поддержать программу
Спорт на Дожде
03:00
8 апреля 2014
Спорт

Не по средствам. УЕФА грозит «Зениту» санкциями: тратит много, зарабатывает мало

Ведущие:
Мария Макеева
1 171
0
Расписание
Следующий выпуск
12 декабря 20:00
вторник: 08:10, 13:00

УЕФА проверит питерский «Зенит» на предмет соблюдения финансовой чистоплотности. 

Под подозрение УЕФА попал целый ряд клубов, всего 60, но нас, конечно же, в первую очередь интересует именно «Зенит». Вообще, что такое финансовый фэйр-плэй? УЕФА продвигает его уже не первый год. Это принцип, к которому должны, по мнению футбольных чиновников, рано или поздно прийти все европейские клубы. Смысл в том, чтобы клуб тратил не больше, чем он зарабатывал. 

Естественно, в условиях российской футбольной экономики это невозможно. Доходы у клубов по сравнению с их тратами просто смешные. При этом «Зенит» из всех российских клубов чуть ли не самый успешный с точки зрения ведения бизнеса. Клуб заключает контракты с «Симпсонами», «Смешариками», в клубных магазинах очень большой поток покупателей, но, естественно, это все крохи, если вспомнить, например, покупку Халка у португальского «Порту» за 50 миллионов евро.

И вот в таких условиях «Зениту», да и остальным футбольным клубам надо идти на маленькие хитрости. Например, все знают, что «Зенит» спонсирует «Газпром». Так вот,  в декабре прошлого года Совет директоров «Газпром нефти» одобрил выделение средств в рамках договоров об оказании рекламных услуг «Зениту» на сумму свыше шестисот миллионов рублей. Команда должна за эти деньги оказать рекламные услуги в чемпионате, Кубке и молодежном первенстве России до 30 июня 2014 года. Естественно, учитывая ситуацию на рынке, такая стоимость рекламных услуг кажется, скажем так, слегка завышенной.

Давайте предположим, разумеется, довольно условно, как формируется бюджет «Зенита». Он составляет ежегодно примерно 9 миллиардов рублей. Повторим, это довольно условные цифры, но они имеют отношение к реальности. Примерно 2 миллиарда клуб зарабатывает сам – продажа билетов, атрибутики и так далее. 622 миллиона – это те самые деньги за рекламу от «Газпром нефти». 550 миллионов, допустим, «Зенит» зарабатывает, выступая в Еврокубках. Трансферное сальдо, то есть разница между тем, сколько «Зенит» потратил на новых игроков и тем, за сколько он продал своих, отрицательное, около шестисот миллионов рублей. Получается, что «Зениту» еще как-то необходимо покрывать львиную долю своего бюджета для того, чтобы у УЕФА не было претензий.

Н отметим еще раз, в реалиях российского футбольного рынка соответствовать финансовому фэйр-плею и чувствовать себя конкурентоспособным, например, в Лиге чемпионов просто нереально.

Кстати, среди клубов, которые попали под подозрение, в основном представители России, Украины и Турции. Подозреваютсяони  в том, что их спонсорские контракты чрезмерно раздуты. Грозить «Зениту» может, например, запрет на участие в Лиге чемпионов или запрет на покупку новых игроков. Но пока – это всего лишь слова, наверняка клубные юристы смогут решить с УЕФА все свои проблемы.

Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев