Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Фабио Капелло о шансах России на чемпионате мира в Бразилии, возвращении Аршавина в сборную и о том, пустил бы он Путина в раздевалку
Читать
17:09
0 17659

Фабио Капелло о шансах России на чемпионате мира в Бразилии, возвращении Аршавина в сборную и о том, пустил бы он Путина в раздевалку

— Спорт на Дожде

Ждать ли в сборной Аршавина? Почему российские футболисты зарабатывают так много и как можно с такими богачами работать? Правда ли, что футболистам сборной запрещено ходить в гостинице по лестнице и спускаться в бар?

Почему у сборной нет одного капитана? Ответ на эти и многие другие вопросы – в эксклюзивном интервью Фабио Капелло, которое тренер сборной России по футболу дал ДОЖДЮ накануне товарищеских матчей против Сербии и Южной Кореи.

В первую очередь, мистер Капелло, поздравляем вас с выходом на чемпионат мира и говорим спасибо. Это первый раз в истории России, когда мы принимаем участие в двух подряд чемпионатах мира – 2014 и 2018 годов. Насколько важно для вас принять участие в двух этих турнирах с одной командой?

- Для нас сейчас самое главное – это сыграть на чемпионате мира в Бразилии. Это очень важно для России, для русских игроков, для русских людей и страны. Очень важно понимать, что такое чемпионат мира и что происходит, когда команда играет на таком турнире. Это огромная ответственность и постоянно давление: со стороны прессы, болельщиков и так далее. Не говоря уже о самой игре: это сложно передать словами, но когда ты выходишь на поле, то ощущаешь эту огромную ответственностью. В российской команде это чувство испытал только один человек: Кержаков играл в 2002 году, тогда ему было 18 лет и он считался резервистом. А другие ничего не знают. Вообще ничего. Понять, почуствовать, что это такое для России тем более важно в преддверии домашнего чемпионата мира. Подчеркну - важно для всех: игроков, федерации, болельщиков. Поэтому я считаю, что выход на чемпионат мира в Бразилию – это действительно очень и очень важный шаг для нас. 

У вас сейчас идут переговоры с РФС о продлении вашего контракта. А у нас тем временем выдалась худшая неделя в истории отечетсвенного футбола: скандал с матчем ЦСКА – «Манчестер Сити», потом еще один скандал в Ярославле. Вы хоть раз думали: «Боже, в какую страну я попал, что я тут буду делать еще пять лет?».

- Нет, ни разу. Просто такие ситуации происходят и в Италии, и в других странах. Но я считаю, что самое главное - найти решение этой ситуации. Я помню, что большие проблемы были в Англии, но там нашли свои решения, и теперь в Англии все спокойно. России тоже очень важно найти свой путь и отсечь от футбола этих людей, которые все время пытаются сделать что-то не то. И вот это «не то» - это плохо не только для российских команд или футболистов. Это плохо для страны в целом, потому что влияет имидж России зарубежом. Важно это и в плане спортивного будущего: в преддверии чемпионата мира, Олимпиады. Думаю, что по отношении к этим людям нужно вести себя очень и очень строго. Я даже не хочу называть их болельщиками, потому что они не думают ни о чем, кроме самих себя. Они хотят читать про себя в газетах, видеть себя по телевизору и гордится, мол, вот мы как сделали. Точно такая же ситуация была и в Италии, сейчас это происходит в России. Но я надеюсь, что очень скоро мы найдем решение этой проблемы.

Давайте продолжим сравнение Италии и России. Буквально неделю назад наш ведущий сайт спортс.ру сделал ислледование самых высокооплачиваемых игроков. Мы видим, что лидеры российского футбола получают намного больше, чем лидеры итальянского футбола. Например, Кокорин больше получает, чем Тотти. Жирков и Денисов – больше, чем Видал и Хамшик. Это нормально по-вашему и легко ли вам работать с такими высокооплачиваемыми игроками?

- А в Китае вот платят еще больше. Вы знаете, это ведь все зависит от рынка: если вы хотите получить действительно сильного игрока, вам нужно за него платить. В Испании в «Реале» или «Барселоне» тоже платят очень много. Или в Англии - в «Манчестер Сити», например. А есть еще ПСЖ, «Монако»… Это рынок. А вообще я не хочу разговаривать о деньгах, которые зарабатывают игроки. Это зависит от менеджеров, от клуба. Для меня же самое важное – польза, которую приносит игрок своими действиями на поле. Если он действительно полезный, то для меня не важно, сколько он зарабатывает. 

Это понятно. Просто огромные деньги, которые получают наши игроки здесь, не позволяют им прогрессировать: они не хотят ехать в Европу, потому что там платят меньше.

- Я понимаю, что вы хотите сказать, но это не из-за того, что у них есть деньги и они не хотят из-за этого играть за другие команды. И вообще, опять-таки, если у клуба есть деньги, он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. «Анжи» заплатил много Это’О, а летом Это’О решил уехать в «Челси». Проблема денег в другом. Гораздо хуже, когда клуб покупает за огромные деньги игроков, которые не соответствуют уровню и не стоят этих денег. Вот это гораздо хуже, чем то, что Кокорин, Денисов или кто-то еще много зарабатывает. Вы просто назвали игроков, цена на которых действительно очень-очень высокая.  

 Вы находитесь в Москве на постоянной основе, в отличие от ваших предшественников…

- Да я живу в Москве.

Да, я знаю. И как вам Москва? Что вы делаете в свободное время?

- С утра я прихожу на работу в федерацию, чтобы встретиться с людьми, понять, есть ли какие-то проблемы, все обсудить. На протяжении недели обычно я бываю на стадионах, смотрю матчи. Сейчас у нас была Лига Чемпионов, Лига Европы, к примеру. Я всех игроков стараюсь просмотреть и проверить лично, а не по видео. Мне нужно знать, как игрок ведет себя на поле, что происходило во время игры. В выходные я могу посетить, скажем, три игры в Москве, сейчас у нас, правда, проблема со стадионами, но вы меня поняли. К тому же я часто хожу в театр…

Фабио, назовите ваши любимые места в Москве.

- Я люблю много гулять. Мое любимое место, к примеру, это Парк Горького – я там часто гуляю, когда ко мне приезжает жена, иногда мы гуляем там с Оресто Чинквини, который помогает мне в сборной. В Парке Горького я могу провести полтора или даже два часа. Мне там действительно очень нравится. 

Кремль и некоторые российские соборы были спроектированы и построены итальянцами. Вы замечали, что Россия похожа на Италию?

- Если говорить об архитектуре, то это разные исторические периоды и разные периоды искусства: церкви, здания, все остальное. История Италии началась с Древнего Рима много-много времени назад. Но иногда мне кажется, что в плане новейшей истории эти две страны, да, идут параллельно.

Давайте поговорим о футболе. В нашей сборной вы много всего поменяли: фланги, игру в полузащите. Но центральная защита и голкипер те же. И вот эти люди пропустили 12 мячей за 4 матча в Лиге чемпионов. Это проблема перед ЧМ?

- Смотрите, у меня тоже есть говорящие цифры: мы пропустили всего пять мячей в отборочном цикле. Я ответил на ваш вопрос?

Да.

- Я действительно счастлив, что у меня есть такие хорошие защитники. Но самое главное, чтобы они были сконцентрированы на протяжении всех 94-95 минут. Потому что наши противники забили  нам три мяча в концовке игр: так была в товарищеском матче с Бразилией и еще двух квалификационных играх, когда мы пропускали голы в последние две минуты игры.

Это проблема мотивации или чего-то другого?

- Нет, они просто расллабляются в последние минуты – и все.

О расслабленности. Три дня назад мы общались с Александром Самедовым – одним из полузащитников сборной России. И он сказал такую вещь: российским игрокам очень трудно работать с тренерами-демократами. Им нужна жесткая мотивация, жесктая дисциплина и кто-то, кто не даст им расслабиться. Вы согласны с этим утверждением?

- Я не знаю, у меня просто есть одна идея на этот счет: очень важно правильно понять менталитет той страны, где ты работаешь. Англия, Испания, Италия, Россия – без разницы. Но как тренер я прошу от своих игроков соблюдать одну важную вещь. Базовую, я бы сказал. Это – уважение. Нужно уважать людей, которые работают с нами и вообще всех-всех-всех. Помимо этого, ты должен быть сфокусирован на своей работе на поле, за его пределами и вообще следовать режиму и четко распределять свое время: когда ты тренируешься, когда у тебя отбой, когда тебе нужно вставать. В свободное вермя ты можешь делать, что угодно. Можешь отдыхать, встречаться с семьей. Можешь встретиться с подругой даже только, желательно, не в номере отеля, а в баре (смеется).

Кстати, о баре. Это правда, что вы запретили футболистам ходить по лестнице из-за того, что по ней можно спуститься в бар?

- Нет, они могут ходить по лестнице, пожалуйста. Это не запрещено. У нас есть бар на нижнем этаже, они могут туда ходить. Никаких проблем.

Давайте поговорим немного о менталитете. В России есть так называемый культ личности: у нас почитается за огромную честь пообщаться, обняться, сфотографироваться с кем-нибудь из высокопоставленных политиков. Да и политики сами уделяют спорту огромное внимание. Вы когда-нибудь встречались с Владимиром Путиным?

- Нет, я никогда его не видел.

Вы бы хотели с ним встретиться?

- Не знаю. Если меня пригласят к нему на встречу, я буду очень рад, это будет огромная честь для меня встретиться с президентом России.

Давайте вместе помечтаем, что в 2014 году или в 2018 году мы станем чемпионами мира. И представьте себе такую ситуацию: перед финалом, или, скажем, перед полуфиналом вам говорят, что Владимир Путин или министр Виталий Мутко хотят понапутствовать ребят в раздевалке. Вы их пустите?

- А почему нет? Да, потому что это президент и министр, для них них двери всегда открты.

Даже перед игрой?

- Даже перед игрой. Но только так, чтобы это было недолго.

Сколько по времени?

- Недолго. Потому что футболистам нужно все-таки быть сконцентрированными на футболе. Я бы пустил их в раздевалку потому, что высокопоставленные люди обычно знают, что им нужно говорить и как. Они говорят кратко, эмоционально и это помогает игрокам. Плохо, когда кто-то приходить и начинает рассусоливать и говорить ни о чем – бабабабаба. Вот это плохо. Вот так – квакваквавква. Это не подходит. Нужно говорить кратко, только ключевые, саме важные слова.

Вопрос персонально по одному футболисту. Наши зрители просят узнать об Андрее Аршавине: он сейчас показывает хорошую игру, и вот они интересуются – есть ли шанс увидеть его в Бразилии?

- Я вам скажу одну вещь, которая касается всех игроков: футболист должен хорошо играть в своем клубе. Я посмотрю, а потом приму окончательно решение.

С вашим приходом мы стали комлектовать сборную из шести клубов. Важно ли вам не иметь базового клуба?

- Это естественно в данном случае. В России трудно найти базовый клуб, потому что в каждой команде на поле в основе выходят по семь иностранцев. Остается всего четыре российских игрока. Конечно, у нас есть «Зенит», из которого в сборной играет пять человек. В ЦСКА тоже много русских игроков, но, если брать другие команды, то вы увидите, что там потенциальных игроков сборной очень мало. Я повторю, что семь иностранцев – это очень много.

Фигура капитана сборной России и капитана вообще. Важно ли для вас, кто является капитаном и носит повязку? Вы ведь меняли капитанов?

- Да, я менял капитанов, потому что капитан должен быть ключевой фигурой на поле, ключевой фигурой в раздевалке. Он должен быть примером для остальных игроков.

Примером только на поле или вообще по поведению?

- Всегда. Поведение, когда он находится в команде. Конечно, я не могу видеть то, что происходит вне, но я думаю, что поведение очень-очень важно. Капитан должен примером, должен уважать свою футболку, свой флаг. Он должен уважать болельщиков и всех тех, кто с ним работает.

Важно ли для вас, иностранного тренера, чтобы игроки российской сборной пели гимн?

- Это важно, это всегда эмоции и я думаю, что для российских игроков, - вернее, нет, вообще для всех людей, в Италии, Англии, Испании, где угодно, - петь гимн – это очень и очень важно.

Вы заставляете их учить слова?

- Нет, я не учитель. 

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века