Почему человек — лучший инвестиционный проект

Объясняем, почему лучше потратить сбережения на отдых, чем положить их в банк
28 июля
11 211
1

ПАРТНЕРСКИЙ ПРОЕКТ СОВМЕСТНО С LABINVEST


Кризис – не лучшее время для вкладов в банки и зарубежные компании. Одни теряют лицензии, другие – уходят из России по разным причинам. Именно в такие моменты выясняется, что человек – сам себе лучший актив, инвестировать в который важнее всего. Не деньги ради денег, а деньги для человека – эта идея, как показывает совместное исследование компании Labinvest и Дождя, становится все популярнее. Мы выяснили, как лучше всего вложиться в себя, чтобы потом преумножить состояние.
 

Девальвация рубля серьезно сказалась на стремлении людей обезопасить свои сбережения. Банки, предлагавшие 8-10% годовых по депозитам, так и не смогли покрыть разгоняющуюся инфляцию, говорит  управляющий Лабораторией инвестиционных технологий Николай Мельничук. Прежде все было куда понятнее. Деньги производили деньги: клиент относил их в банк, а потом забирал проценты. Но понимание традиционного банка стремительно устаревает наряду с развитием онлайн-сервисов. Мы платим за квартиру через мобильный телефон, у нас есть свой личный кабинет на сайте нашего банка. Банк становится всего лишь финансовым инструментом, который мы используем в повседневной жизни, а не основным местом для инвестиций.

Николай Мельничук
 
«Инвестировать в себя» - эта фраза все еще звучит так, будто ее выдернули из сомнительных учебников вроде «Как стать миллиардером за пять простых шагов», но, как показывает статистика, такой подход становится все более популярным. Инвестиции в себя никогда не будут проигрышными, уверен директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, это нормальная антикризисная стратегия — было бы что вкладывать. Сейчас, по данным Росстата, на фоне ежемесячных темпов падения розничной торговли в среднем на 5-6%, растет спрос на услуги физкультуры и спорта (за январь-май 2016 года на 7%), на медуслуги -- на 1,5%, на услуги культуры – на 3,5%. Прирост инвестиций в этих сферах с учетом падения реальных доходов и зарплат говорит о том, что люди действительно экономят на товарах, но явно не экономят на вложениях в себя.
 
Нынешний кризис стоит считать периодом торжества финансового антропоцентризма: когда все вокруг так ненадежно, человек сам для себя является лучшим инвестиционным активом. Можно взять и потратить деньги на телевизор, можно купить автомобиль, говорит глава Лаборатории инвесттехнологий Мельничук, но потом экраны станут еще более плоскими, а машины – быстрыми. Это не «игра в долгую». Лучше, считает он, потратить накопления на иностранные языки, которые в итоге позволят перезагрузить голову и сделают их обладателя «дороже» для потенциального работодателя. По мнению Мельничука, выдохнуть и потратить деньги на себя самого – лучшее решение в кризис. Просто тратить накопления на себя можно так, чтобы потом их стало еще больше.
 
Почему здоровье стоит покупать
 
Многие топ-менеджеры трепетно следят за своим здоровьем и не жалеют денег на врачей. У некоторых тяга к здоровому образу жизни граничит с абсурдом и эзотерикой, но инвестиции в глубокое обследование действительно имеют смысл, чтобы впоследствии избежать неприятных сюрпризов в виде мрачных диагнозов и длинных чеков за лечение. Если оставить совсем драматичные случаи за скобками нашего исследования, то услуги по имплантации в московских стоматологических клиниках стоят в среднем от 70 тысяч рублей – чем более запущенный случай, тем дороже. Проще расквитаться со всеми проблемами на старте.
Стратегические инвестиции в собственное здоровье схожи с тем, как действуют в кризис многие корпорации -- приостановка бурной инвестиционной деятельности, и концентрация на налаживании и совершенствовании внутренних процессов, чтобы к моменту роста рынка быть во всеоружии.
 
Как спасти бизнес, отдав последние деньги на учебу
 
Другим перспективным вложением в себя может стать дополнительное образование. «Мы всегда учимся,  даже когда работаем не первый год в какой-либо компании. Вложение в свои собственные знания – повышение своей стоимости на рынке», -- рассуждает Мельничук.
 
В 2015 году, в самый разгар кризиса, учредитель московского филиала логистической компании MailBoxesEtc Алексей Антонов с тоской смотрел, как из дешевого бизнес-центра, где он арендовал офис, караванами вывозили свою мебель обанкротившиеся компании: диван, кулер, пара столов. Замыкали процессию, как правило, руководители с мрачными лицами.
В голову владельцу логистической компании закрадывались две мысли: либо делать бизнес иначе, либо не делать вовсе, пока не накрыла волна долгов. Литература о ведении бизнеса не предлагала ничего нового. «Надо сделать классно или по-современному или надо больше и эффективнее работать», -- пересказывает он содержание прочитанной бизнес-литературы. И вопрос всегда назревал один: “А что делать-то? Что, черт возьми, делать-то?”. О тривиальных, в общем, бизнес-тренингах Антонов тоже слышал, даже смотрел что-то на Youtube. «Звучало все это как-то весело и конкретно», -- вспоминает он. Собрав последние деньги, он с партнером отправился на двухмесячный курс по ведению бизнеса. Сокурсники у Антонова были разные. У кого-то – успешно функционирущий многомиллионный бизнес, у кого-то ничего, кроме сумасшедшей идеи с разведением пчел, кучка стартаперов и малые предприниматели.

Алексей Антонов


На курсах выяснилось, что о бизнесе Алексей не понимает ничего. За 60 дней ему рассказали, как правильно ставить цель для бизнеса, делегировать полномочия и заниматься интернет-маркетингом, а еще нанимать сотрудников и оптимизировать производство – все то, о чем Антонов знал лишь в общих чертах. «Работать меньше я не стал, всё те 15 с лишним часов в день, зато эффективность и осмысленность смогли уже на первом этапе подлатать дела и выйти из минуса, а по итогам месяца перейти в устойчивый ноль и даже небольшой плюс», -- говорит он.
Компания Антонова пережила 2015 год, а ее штат после кризисной встряски увеличился в семь раз, офис – в пять, компания открыла три новых направления.
 
Почему не стоит экономить на детях
 
В мае был даже отмечен небольшой прирост в тратах на образование – на 0,6% (речь в большей степени об инвестициях в детей; доля дополнительного образования небольшая), подчеркивает Николаев из Института стратегического анализа ФБК. Эта статистика говорит о том, что люди не прекращают, а наоборот больше вкладывают в детей, работая в кризис на долгосрочную перспективу и пользу своей семьи. Инвестировать в развитие близких сейчас, возможно, даже эффективнее, чем откладывать для них же деньги на будущее -- вложение “здесь и сейчас”, как минимум, не прогорит, в отличие от накопленных сумм в очередную волну девальвации. При этом это не та статья расходов, на которой стоит экономить -- кризис закончится, а прерывистость инвестиции, например, в обучение, может иметь довольно негативный эффект, а наверстать упущенное позже будет уже сложнее. Кроме того, на пенсию в России рассчитывают немногие, поэтому инвестиция в семью сегодня дает надежду, что жить на одни пенсионные отчисления в будущем не придется.
 
Как отдохнуть в Мексике, а потом открыть успешный бизнес
 
Еще один вариант перезагрузки и саморазвития --  путешествия, хоть объем туристических услуг и упал за пять месяцев на 13%, но эти цифры составляют девальвация и запреты на полеты в Египет и Турцию. Поездки по миру могут быть полезными для бизнеса при условии разгерметизации режима “олл инклюзив”. Инноваторы на внутренних рынках часто вдохновляются примерами других стран, но мало кто решается повторить увиденное за рубежом в России.
 
Игорь Зернов, Артем Перук и Николай Киселев хорошо известны всем, кто интересуется барной культурой, но своего бара у них никогда не было. Сегодня они владеют петербургским баром El Copitas Bar, который отраслевые издания не перестают хвалить за коктейли из аутентичного алкоголя, привезенного из Латинской Америки.
 
«Каждый из партнеров раньше бывал в Мексике: по разным причинам, в разное время, в основном это были бизнес-поездки от алкогольных компаний», -- рассказывает Артем Перук, сооснователь сообщества Independent Bartenders’ Society, один из самых востребованных барных переводчиков, основатель школы Bartenders FAQtory, главред образовательного портала Bartenders School by Bacardi&Martini. Когда троица познакомилась, оказалось, что так или иначе каждому довелось бывать в Мексике и каждый, глядя на нее, думал открыть свой бар. Заведение в Петербурге в итоге открылось 1 января, вложен в него был лишь 1 млн рублей. Специфическая концепция и агрессивный маркетинг позволили отбить инвестиции за три месяца.

Игорь Зернов, Артем Перук и Николай Киселев
 
Весной владельцы свежеоткрывшегося бара отправились в Мексику уже все вместе. Это был скорее искусствоведческий путь, говорит Артем: “Мы изучали состав напитков, еду, отношение к культуре питья, знакомились с поварами, производителями, музыкантами. Этот опыт подтвердил, что мы идем правильным путем, мы почерпнули еще идей для бара: от посуды до украшений до еды». За время поездки им предложили участвовать в крупных барных фестивалях, открывать бары в Европе, производители алкоголя стали предлагать взаимодействие, минуя посредников и импортеров.
 
«Те, кто слышал о нашем путешествии, поняли, что мы глубоко познаем мир и свое дело и стали относиться к нам серьезнее, говорит Игорь Зернов,  финалист коктейльных конкурсов Bacardi Legacy Global, Russian Cocktail Cup, Diageo Reserve World Class, амбассадор Diageo, создатель премиального кейтеринга Must Have Bar и школы Bartenders FAQtory. Многие в индустрии стали считать их экспертами по Мексике и консультироваться, путешествие дало еще и положительный имиджевый эффект. По итогам прошлого года El Copitas вошел в восьмерку самых интересных новых барных мест по версии Сocktails Spirits Paris. Организаторы одноименной крупнейшей выставки пригласили El Copitas выступать во Францию в июне. «Для нашей индустрии такие путешествия почему-то очень большая редкость, знаю точно, что есть люди, которые изучают виски и путешествуют по местам его производства», -- говорит Зернов. А пока его партнер отправился в Новый Орлеан собирать фактуру для нового проекта.
 
Тратить на себя, рассуждает Николай Мельничук, как выясняется, совершенно не зазорно, а эффективно. Просто иногда вместо новой пары обуви лучше оплатить курсы иностранных языков или просто купить билет на самолет.