Лекции
Кино
Галереи SMART TV
«Цензура появляется, только когда ты появляешься на телеке»: Михаил Шац о мате и темах для шуток стендаперов
Читать
09:58
0 5779

«Цензура появляется, только когда ты появляешься на телеке»: Михаил Шац о мате и темах для шуток стендаперов

— Синдеева

Михаил Шац о своем новом увлечении стендапом, темах для шуток, мате как главном отличии от ТВ и отсутствии цензуры.

Шац: Так, ну… Значит, так, давай, начнем. Началась эта история в декабре прошлого года. Ко мне обратились из Stand-Up-Club#1, есть такой клуб в Москве. Находится он на Арбате в известной всем…

Синдеева: Где «Метелица» же была?

Шац: Да, совершенно верно. В том намоленном помещении, где была «Метелица». Так вот, они меня пригласили на шоу «Истории». Есть такой жанр в стендапе, это такой story-telling, в котором ты рассказываешь в формате такого же стендапа историю своей жизни. Историй у меня в жизни было немало, и я вспомнил одну из историй, связанную с моим знакомством с американским боксером Майком Тайсоном.

Синдеева: Это гениальная история.

Шац: Да. И сделал из нее стендап. Это была съемка, и прошла она очень успешно. Прям успешно. И было видео на канале Stand-Up-Club#1, и там молодежь прямо говорит: «А, да он еще жив! Да он еще неплох, оказывается!» и так далее.

Синдеева: Вот! Я хотела сказать, они же вообще нас уже не знают.

Шац: Нет, совершенно. И поэтому… Нет, они знают нас на самом деле, они просто делают вид, что мы не очень важны для них. И, в общем, после этого история завертелась, и я что-то почувствовал какой-то интерес к этому жанру. Это прямое общение с публикой, это общение с молодежью как раз, это то, что ты любишь, мне кажется. И мне было прямо интересно. Это был такой вызов. И вот где-то с февраля месяца я стал выступать в Stand-Up-Club#1. Понемножку, нарабатывать материал, писать что-то, отрабатывать на зрителях и так далее. Каждую неделю мы…

Синдеева: Каждую неделю! То есть, ты каждую неделю пишешь? Это же не просто придти поболтать, да?

Шац: Ну, не каждую неделю пишется, но вообще там, там, как ни странно, люди все время разные приходят на это шоу. Мы делали шоу такое, мы смягчили название — «30+» мы сделали. Ну, потому что мой возраст вообще не укладывается во всю философию русского стендапа.

Синдеева: А сколько? 50 уже есть?

Шац: 53 года.

Синдеева: «50+» ты испугался сделать?

Шац: «50+», просто я был бы один. А так «30+» — мне позволило набрать несколько еще пожилых комиков, которые там есть, ребята. В общем, мы вот делали такое шоу, и сейчас в августе месяце здесь прошел фестиваль стендапа, называется он «Панчлайн». И на этом стендап-фестивале я сделал два сольных концерта. Уже по часу каждый. То есть, ну, вот это нормальный формат стендап-шоу сольного.

Синдеева: Как тебя принимает аудитория?

Шац: Нет, во-первых, это действительно, удивился я очень многому за этот год, потому что это действительно жанр, который, ну, наверное, завоевал очень много людей и среди молодежи чрезвычайно популярный. Это история, которая на данный момент, наверное, является каким-то одним из таких социальных лифтов для молодежи. Вот ты, условно там, родился я где-нибудь в Якутии. Тебя там заметили, и ты вдруг появился на канале «ТНТ». Ну, чем не социальный лифт? Настоящий. Но для того, чтобы попасть на этот канал «ТНТ», они проходят через там десятки кругов ада.

Синдеева: Это как, условно, «КВН» в ваше время был?

Шац: Условно, да.

Синдеева: Фактически это как раз такая ступенька.

Шац: Только стендап на данный момент гораздо честнее КВНа.

Синдеева: Вот! Вот и расскажи по поводу честности. Как выбираются темы? Есть ли какая-то цензура, внутренняя, внешняя и так далее?

Шац: Вот цензуры в тех маленьких барах, в которых выступают ребята, вообще нет никакой. Можно говорить о чем угодно. И цензура появляется, только когда ты появляешься на телеке. Во-первых, нецензурная лексика присутствует. В моем состоянии нынешнем…

Синдеева: Ты тоже ругаешься?

Шац: Конечно. В моем нынешнем состоянии мне это очень нравится. Это какая-то борьба с комплексами. На мой взгляд, это вообще, как мне сказал один из кумиров молодежи Данил Поперечный…

Синдеева: Вот, я хотела сказать. Он тебе нравится как стендапер?

Шац: Ну, как стендапер, у нас разные вкусы. Но как человек, который всего добился сам, который, в принципе, говорит то, что думает…

Синдеева: Слушай, и собирает многотысячные залы!

Шац: Собирает, вскормил свою аудиторию, и как Иисус, за ним идут эти, за Иисусом идут эти сторонники и последователи  — это очень круто. Это такое интересное явление, правда. И он такой очень такой цельный молодой парень, ему там 23 что ли или 24 года.

Синдеева: Нет, я недавно специально посмотрела его этот вот самый большой стендап, это уже огромное шоу.

Шац: Шесть тысяч человек в «Ледовом»! Это круто. Вот.

Синдеева: Извини, про цензуру. Ты сказал, что вот тебе Поперечный сказал про…

Шац: Он мне сказал про мат. Я с ним тоже, я с ним встретился первый раз в августе прошлого года там на одном проекте и тоже спросил его про это. Потому что когда мы сидели в кадре, и вдруг он начинал ругаться матом, меня как бывшего телевизионщика сразу как-то — я не знал, что делать в этот момент. А потом он мне объяснил, что мат — это такой маркер, понимаешь? Маркер свободы. Вот маркер того, что ты отличаешься от официального ТВ, например. И вот они… С другой стороны, когда ты вот сам в этой шкуре оказываешься, тут надо себя контролировать. Потому что сначала хочется прям вообще ругаться матом. А потом, сначала боязно, потом, когда ты попробовал, тебе нравится, и хочется прямо! Но это уже нервы. Мат надо использовать там, где нельзя использовать никаких других слов. Есть такие моменты, как ты сама понимаешь. Поэтому мат — это такой тоже маркер, несомненно, этого жанра и вообще этой всей свободы. И темы, темы абсолютно любые.

Синдеева: Как ты выбираешь темы?

Шац: Это вообще история стендапа. Стендап – это только ты. Это как визит к психотерапевту. Ты идешь и говоришь только о том, что тебя волнует. И вот дальше уже масштаб…

Синдеева: Ну, вот последний раз у тебя что было? Что тебя волновало? О чем ты говорил?

Шац: Слушай, я могу говорить о чем угодно. Я могу говорить о том, что я еврей. Я могу говорить о том, что мне не нравится власть. Я могу говорить о том, что там, например, хейтеры в интернете, я могу об этом говорить. Я могу говорить о разводе Петросяна и Степаненко — неважно! Это все что угодно. Все что угодно, но то, что тебя…

Синдеева: То есть, это всегда твое отношение, то, что тебя…

Шац: Да, абсолютно. Это должно быть то, что тебя волнует. Это главное. Это вообще основная как бы… Это философия. Вот многие так говорят, что стендап — это такая современная философия.

Синдеева: Ну, смотри, многие, как ты правильно сказал, для многих ребят молодых это такой лифт попадания потом на «ТНТ», а для тебя это уже не лифт, да?

Шац: Нет, для меня точно этот лифт уедет в обратном направлении, давно уже. Я застрял где-то там.

Синдеева: А скажи, после вот всех ваших уходов отовсюду, когда вы ушли, вот уже сейчас в твоей новой ипостаси не было к тебе никаких предложений?

Шац: Из телевидения?

Синдеева: Да, из телевидения.

Шац: А, значит, из телевидения что было? Когда я начал заниматься стендапом, мне пришло письмо от какого-то редактора с «ТНТ», кстати говоря, но он пропал быстро, когда я это, вот…

Синдеева: А, ты сказал «уточните», да?

Шац: Я сказал: «Да, давайте, поговорим», — и все, больше этого не было. Потом еще было предложение странное с регионального телевидения одного. И, когда я стал заниматься этим плотнее, долгие переговоры были, такой амбициозный региональный канал, который превращается в большой холдинг. И там были длинные переговоры, и они ни к чему не привели, и потом я даже, честно говоря, рад был этому. Потому что я вот когда окунулся опять вот в это все, вот в эти «сетка» там, я не знаю, «жанры», «ток-шоу», «дневное», «вечернее» что-то, мне это стало так скучно от этого. Прям вот ужасно.

Синдеева: Желание сделать свое собственное вот такое сендап-шоу в YouТube было?

Шац: И есть. И было, и есть. Сейчас, когда у меня появился какой-то вот жанр, который может быть каким-то драйвером, мотором чего-то, то да, конечно. И мне нужно это YouТube-шоу для того, чтобы заниматься концертной деятельностью в том числе. А концертная деятельность, конечно…

Синдеева: Выступление в клубах вряд ли приносит какие-то ощутимые деньги?

Шац: Совсем не приносит практически.

Синдеева: То есть, это работа на то, чтобы попробовать сделать большой концерт или начать гастролировать с этим?

Шац: Да, да, да. И у меня сейчас там потихонечку стал появляться какой-то гастрольный график. Там я еду в Пермь, я еду в Петрозаводск. А вот 20 декабря мы там с одним, у меня есть партнер, назовем это так, это такой человек, с которым я там делал уже несколько концертов, такой Антон Борисов. Это такой питерский комик. Ну, он тоже пожилой, ему 36. Он всем говорит, что 35, просто стесняется своего возраста. И мы вот с ним делаем такой большой концерт. 20 декабря мы решили собрать тысячный зал попробовать.

Синдеева: Здесь?

Шац: В ДК «Ленсовета» в Питере. Нет, мы решили в Питере сделать для начала. И это вот будет ДК «Ленсовета», 20 декабря, вот наш концерт с Антоном Борисовым.

Синдеева: А скажи, а Таню вы не будете привлекать к этому проекту?

Шац: Ну, Таню, смотри, у Тани свой взгляд на все, скажем так. В том числе на развлекательное телевидение, на телевидение, на YouТube-каналы и так далее. Мы несомненно говорим о каких-то вариантах, но сейчас там сказать заранее, что это трудно… Но мы попробуем, мы попробуем. Есть у нас там задумка одна, которую, может быть, мы воплотим, может, нет. Может, мы соберемся опять втроем с Пушным. Не знаю, посмотрим.

Синдеева: Ой, я вот все, знаешь, как, вот если будет что-то уже сформулировано и сделано, мы с удовольствием будем показывать. У нас нету ресурсов на то, чтобы это запустить с нуля, но мы, ты знаешь, мы открыты. Мат запикаем.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века