Поддержать программу

Как дети с особенностями развития готовятся к взрослой жизни

Все о профессиональном образовании для особых детей
Ведущие:
Денис Катаев
688
0

В России давно и достаточно успешно разнообразные фонды  и некоммерческие организации занимаются поддержкой детей с особенностями развития — с аутизмом, синдромом Дауна, эпилепсией и другими нарушениями. Но важно заботиться и об их будущем, о том, как такие подростки смогут войти во взрослую жизнь. Для этого тоже необходимо создать определенные условия, в том числе в плане их обучения и подготовки. С этой целью и была реализована программа «Устойчивые местные НПО для устойчивого будущего детей с нарушениями развития» совместно с Центром лечебной педагогики, который на протяжении многих лет занимается их поддержкой. 

Ее главная цель — чтобы у особенных детей появилась возможность реализоваться, чтобы было куда идти дальше, чтобы было проще адаптироваться к реалиям современной жизни. Но для этого необходим особый подход и со стороны педагогов и преподавателей: на их подготовку, обмен опытом с европейскими коллегами и внедрение мировых практик здесь и сделан основной упор.

В рамках этой программы, в первую очередь, к новым условиям готовили педагогов и соцработников, они смогли перенять и адаптировать инновационный европейский опыт обучения детей с особенностями, в частности, после посещения Финляндии и Швеции. На протяжении проекта они принимали участие в специализированных семинарах, тренингах, круглых столах, консультациях, прошли курс повышения квалификации и, к примеру, мастер-классы с пилотной группой детей с ограниченными возможностями здоровья. А в итоге применили полученные навыки на практике уже в своих городах и поселках.

Совместно с правительством Москвы, которое поддержало программу, в Технологическим колледже № 21 в Восточном административном округе столицы открыли экспериментальное подразделение Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки. Он был построен по опыту опять же финского профессионального училища Кескуспуйсто, их специалисты и осуществляют поддержку содержательной части проекта, предоставляют информационную и методическую помощь, консультируют и мониторят его реализацию. Теперь в этом комплексе учат особых детей по-новому,  чтобы подготовить их к выходу на рынок труда. Работают разные классы: от керамики до цветоводства. Самое важное, что эти ребята занимаются инклюзивно, в одном здании с обычными сверстниками, а не в изоляции.

Суть в том, чтобы продолжалось непрерывное развитие детей с особенностями, чтобы они смогли найти свое место в жизни, но для этого их надо направить, что и должен делать педагог, который знает и понимает, как это нужно делать правильно, учитывая их сложное интеллектуальное развитие. Передовые методы обучения из Москвы распространяют в рамках программы и в регионы, к ней подключены специалисты-педагоги со всей России, в том числе из малых городов и сельской местности. Что важно: государственные учреждения тоже реагируют на эту инициативу и подключаются. А это местные органы соцзащиты, школы и интернаты. Все вместе делают общее дело, работают на то, чтобы у этих детей было настоящее и будущее.

А 29 февраля в Международный день редких болезней в Москве покажут обновленную версию спектакля «Прикасаемые», театральный  эксперимент, где вместе с профессиональными актерами, на этот раз это Евгений Цыганов, Анатолий Белый, Ольга Лапшина, Татьяна Арнтгольц и другие, задействованы слепоглухие артисты. Этот важный проект еще год назад в Театре Наций задумали Ингеборга Дапкунайте и Евгений Миронов, а поставил его режиссер Руслан Маликов. И вот его возобновленную версию покажут в Театриме на Серпуховке. Посмотрите эту редкую и важную инклюзивную постановку, которая, кстати, номинирована на «Золотую маску» в разделе «Эксперимент». К тому же все средства от продажи билетов в этот день пойдут как раз на программы Центра лечебной педагогики.