Лекции
Кино
BBC
Пандемия «обнулила» нашу жизнь. Психолог Людмила Петрановская — о том, как мы (не)адаптировались к новой реальности
Читать
29:35
0 10323

Пандемия «обнулила» нашу жизнь. Психолог Людмила Петрановская — о том, как мы (не)адаптировались к новой реальности

— Психология на Дожде

Эпоха коронавируса показала, что многим взрослым людям оказалось сложнее адаптироваться к переменам, которые произошли в нашей жизни после пандемии, чем детям. Жизнь многих людей фактически «обнулилась» с появлением коронавируса, и нам пришлось адаптироваться к новым условиям, чтобы вернуть то, к чему мы так привыкли. Александра Яковлева обсудила эту тему с семейным психологом Людмилой Петрановской в новом выпуске программы «Психология на Дожде». 

Фото в коллаже: otkazniki.ru

 

Здравствуйте, дорогие зрители! Здравствуйте, все! У нас сегодня свежий, новый выпуск «Психологии на Дожде», мы в прямом эфире, и с нами на связи Людмила Петрановская, семейный психолог. Здравствуйте, Людмила!

Добрый день!

Я Александра Яковлева, и мы обсуждать будем тему, вроде бы она на поверхности, но, как оказалось, многие почему-то не готовы, не готовы к переменам. Эпоха коронавируса, как ее сейчас уже называют, показала, что взрослые часто не готовы, не способны оказались адаптироваться к тем изменениям, которые в их жизнь приносит что-то тревожное, новое, неизведанное.

А вот дети, оказывается, к таким изменениям больше адаптивны, они понимают, как ориентироваться в неизвестном пространстве. Людмила, расскажите, пожалуйста, что происходит со взрослыми и как это происходит с детьми?

Я бы, может быть, так драматично не говорила, что не способны адаптироваться. Мы, конечно, адаптируемся, но с большими или меньшими усилиями, с большими или меньшими переживаниями по этому поводу, какими-то потерями и так далее.

Понятно, что дети тут в преимущественной ситуации, такой привилегированной, во-первых, в силу возраста их психика более гибка и адаптивна, просто, собственно говоря, детство и есть то время, когда ты легче адаптируешься и больше приспосабливаешься, для тебя новизна ― это что-то нормальное, для ребенка и так все время всё новое что-то.

С другой стороны, ребенок не несет ответственности за других, в общем, и за себя тоже весьма отчасти несет. На взрослом лежит ведь ответственность не только за какие-то сиюминутные решения. Он планирует, на нем лежит ответственность за стратегию вообще жизни семьи, за тех же детей, за заботу о пожилых, о больных и так далее. Поэтому понятно, что нагрузка на взрослого при резком изменении ситуации всегда выше. Поэтому от взрослых, конечно, и больше жалоб, и тяжело им бывает, это естественно.

А чему мы можем у детей, может быть, поучиться? Или что мы забыли в своей взрослости?

Идея учиться чему-то у детей такая популярная, но если бы это было так просто! Они потому и дети, что они пока еще по-другому устроены, они на другом этапе развития, у них по-другому функционирует мозг. Поэтому вряд ли мы хотели бы в буквальном смысле слова превратиться в детей, да, обычно это считается таким трагичным событием в жизни взрослого человека, когда он всерьез впадает в детство, его реакции становятся детскими.

Наверно, когда мы так спрашиваем, мы имеем в виду что-то другое, то есть мы имеем в виду, что мы хотели бы, может быть, позволять себе больше какого-то легкомыслия, может быть, позволять себе больше переключаться и не думать постоянно о каких-то своих тревогах. Да, ребенок действительно… Есть фотографии, когда дети весело играют в лагере беженцев. Если ребенок прямо сейчас не испытывает стрессового воздействия, прямо сейчас ему не страшно, не больно, не голодно, не холодно, он может забыть про все, про то, что в общем и целом он находится в неблагополучной ситуации, что непонятно, что будет дальше, непонятно, где будет жить его семья, и так далее. Он может в моменте весело играть, отвлекаясь от всего этого контекста.

Взрослым это не очень хорошо удается, но и взрослым тоже иногда все-таки имеет смысл это делать для того, чтобы просто получать передышку от постоянного напряжения, от постоянной тревоги, от постоянной ответственности. Даже в самых неблагополучных и тяжелых условиях всегда можно найти пять минут на то, чтобы посидеть, посмотреть на закат, перевести дух, послушать какую-то свою любимую песню, что-то съесть вкусное, что вам нравится, сделать какую-то паузу на занятие, которое вам нравится, и, таким образом в это вовлекаясь, увлекаясь, получить передышку от постоянного груза ответственности.

Кстати, я сейчас услышала фразу «впал в детство» и подумала, что вообще у этой фразы какая-то есть негативная коннотация. То есть когда говорят взрослому человеку: «Ну что ты как ребенок, что ты в детство опять впал». Почему мы, взрослые, так как-то негативно оцениваем это состояние детскости?

Потому что взрослые не для того, чтобы быть всегда только спонтанными, непосредственными и безответственными. Это не их назначение в социуме. Фразу «впал в детство» говорят, либо когда человек ведет себя безответственно, инфантильно, либо когда у него уже какие-то возрастные изменения, не знаю, деменция или что-то еще. И то, и другое, в общем, достаточно грустно, да. Это не тот способ жизни, который мы бы себе выбрали, это не то, что мы считаем хорошим, правильным.

Поэтому да, эта фраза, конечно, впасть в детство, скажем так, вынужденно никто не хотел бы. Но какие-то элементы, какие-то периоды детской радости, детской спонтанности, конечно, нам всем нужны, потому что это то, что дает силы, то, что придает жизни вкус, что дает вдохновение. Это замечательно, если это происходит по нашей воле, когда мы понимаем, что сейчас есть возможность, можно, не знаю, прокатиться на тарзанке, поиграть в снежки, похохотать над комедией или что-то еще. В этом смысле пожить немножко такой детской радостной, спонтанной, безответственной жизнью.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
«Дудь и Баженов сделали из меня того, кто я есть сейчас». Режиссер Юрий Быков — о России, власти и компромиссах