В новом выпуске программы «Психология на Дожде» в гостях у Александры Яковлевой — Екатерина Бурмистрова семейный психотерапевт. Свою лекцию она посвятила феномену внутреннего критика и, в частности, рассказала о том, как он формуруется у человека в детском возрасте, что может особенно сильно повлиять на его развитие, что делать, если самокритика мешает жить, и как бороться с цензором внутри себя и заставить его приносить пользу, а не вред.
Всем привет. Это «Психология на Дожде». Я Александра Яковлева, и сегодня у нас в гостях семейный психолог, писатель Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Катя.
Здравствуйте, Саша.
Мы будем говорить о внутреннем критике. Не знаю как вы, а я с ним отлично знакома, то ли друг от мне, то ли враг, пока не разобралась. Надеюсь, с помощью Кати мы как раз сегодня это и узнаем.
Очень важная тема. Сложно в нашем русскоязычном пространстве найти человека, у которого не было бы внутреннего критика, вот что я вам скажу. Но они разные, так что давайте исследуем их и выведем на чистую воду.
Какие?
Разные. Разные по силе, разные по интенсивности. Собственно, внутренний критик это, с моей точки зрения, усвоенное отношение к себе, усвоенное в детстве, в раннем детстве, и потом дополненное, вот усвоенное, дополненное, доработанное уже нашим взрослым отношением.
Усвоенное от кого?
«Кривой у тебя домик, Саша. Вон Маша нарисовала домик, смотри какой красивый. А у тебя что за домик?», вот так примерно. То есть это те критические замечания, которые были когда-то нами услышаны, которые были сказаны нам любящими обычно людьми, с желанием нас улучшить, улучшить наши результаты. Ребенок очень чуток к тому, что говорят о нем взрослые, ведь самооценка ребенка формируется снаружи вовнутрь, и до семи лет доверие к тому, что ребенок слышит о себе, максимальное.
Я так, знаете, к себе уже начала это примерять…
Будет ли полезно это для вас?
Я вспомнила о том, что да, есть всегда значимый взрослый у ребенка, и если ты что-то слышишь от него, то оно пробивает тебя. А если это какой-то незначительный человек, мимо прошедший, как правило, меня это не задевает. То есть это именно от значимого взрослого прилетает нам…
От тех, кого мы слушаем и слышим. И если в первые несколько лет это родители, и может быть, еще воспитатели детского сада, то потом, начиная с семи лет и дальше, все время активной социализации, это еще педагоги, руководители кружков и секций, значимые одноклассники, соседи. Вообще в принципе в пубертате, наоборот, у человека очень расширяется круг этих значимых людей, он собирает реакции о себе со всех сторон, где нужно и где не нужно, по сути.