Лекции
Кино
TED BBC
Быть хорошим для других: как система оценок может испортить жизнь ребенку
Педагог Дима Зицер о самой большой путанице в российском сознании
Читать
21:55
0 14566

Быть хорошим для других: как система оценок может испортить жизнь ребенку

— Психология на Дожде
Педагог Дима Зицер о самой большой путанице в российском сознании

Педагог Дима Зицер рассказал о деструктивной роли оценочной системы, которая из простой и необходимой системы координат часто превращается в фактор, играющий основную роль в мотивации человека. В своей лекции он рассказал, как от этого отойти и научиться воспринимать свои действия абстрагированно от субъективных «хорошо» и «плохо».

Здравствуйте, я Дима Зицер, мы продолжаем говорить о педагогике. И сегодня мы поговорим, может быть, о самой большой путанице, которая возникает в родительском сознании, а именно о системе оценок или о так называемой системе оценок, или оценочной системе. Очень-очень часто приходится сталкиваться с вопросами, почти с утверждениями, о чем мы говорим, без оценок жить невозможно. Если человек не будет понимать, что такое хорошо и что такое плохо, он моментально запутается, потеряет ориентиры и, в конце концов, конечно, закончит свою жизнь где-нибудь под забором. Давайте попробуем с этим разобраться.

Во-первых, давайте попробуем понять, что такое оценка, каким образом она работает. Для начала представим себе довольно простую ситуацию с молодым человеком лет 3-4. Например, бабушка или мама говорит ему: «Нужно доесть суп до конца, тогда ты будешь хорошим мальчиком» — очень банальный пример. Что происходит у хорошего мальчика в душе в этот момент? Давайте поймем. Предположим, он совсем не хочет есть суп, предположим, в этот момент он с огромным удовольствием приступил бы ко второму, а, возможно, занялся бы компотом. Но в этот самый момент ему транслируют очень-очень понятно: мир устроен таким образом — хорошие мальчики едят суп. В эту секунду и начинается та самая огромная путаница, которая после этого сопровождает многих из нас до конца наших дней. Я не хочу суп, однако мир транслирует мне, что хорошим я буду, получу положительную оценку, только если я его доем. Что я делаю в 3-4 года? Конечно, доедаю и фиксирую эту самую положительную оценку.

Дальше эта ситуация возникает снова и снова. И вот уже я, извините за этот глагол, подсажен на эту самую оценку, и я уже ем суп не потому, что я голоден, или не потому, что хочу суп, а потому что в конце этого самого процесса, этой еды я получу этот самый плюс. Это может быть похвала, это может быть поощрение, это может быть конфетка, это может быть практически все что угодно. Теперь давайте подумаем: разве не ел бы я суп, если бы я не получил в конце хорошую оценку? Два варианта ответа, правда? Может, я ел бы его, если бы я был голоден, может, я бы его не ел, если бы я не хотел суп, но абсолютно точно в этот самый момент я бы очень точно понимал, чего я на самом деле хочу. В тот момент, когда возникает оценочная система уже в таком очень-очень простом и банальном первом приближении, я, человек, начинаю путать именно то самое: что такое хорошо и что такое плохо, чего я хочу, а чего я не хочу, чего хочет от меня внешний мир, а где, собственно говоря, в этом мире нахожусь я сам.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Интервью с самым узнаваемым репортажным фотографом Стивом МакКарри