Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
13:12
3 сентября

Идеальное государство Данте: почему для самосовершенствования нужны вселенская монархия и отказ от церковной власти

Историк Александр Марей о политических идеях Данте Алигьери
347
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 17%
4 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
30 сентября 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00
понедельник: 02:00

Почему, согласно Данте, людям для самосовершенствования необходимо состояние мира и спокойствия? Какими качествами Данте наделяет потенциального правителя вселенской монархии? Как Марсилий Падуанский решает вопрос взаимоотношений светской и церковной власти? На эти и другие вопросы отвечает кандидат юридических наук Александр Марей.

Фото: wikimedia

Первые десятилетия XIV века в истории политической мысли ознаменованы появлением двух первых теорий секулярного политического устройства. В современной западной литературе этот период считается временем зарождения первых теорий светского государства, даже используется слово «государство», хотя я и не убежден, что это вполне корректно.

Речь идет о двух фигурах, первая из которых — это знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери, точнее, мы знаем его как поэта и автора «Божественной комедии», хотя он написал ряд других вещей. Второй — это не менее знаменитый еретик, каноник, расстрига Марсилий Падуанский, автор трактата «Защитник мира».

Данте Алигьери (1265–1321) — флорентийский поэт, изгнанник, автор «Божественной комедии», «Пира» и, что особенно важно, трактата «Монархия», или «О вселенской монархии» — у трактата есть два названия. Когда Данте был изгнан из Флоренции (напомню, это в конце XIII — в самом начале XIV века), он довольно долго скитается по Европе и, в частности, оказывается в Париже. В этот момент император Священной Римской империи собирается в поход против папы римского. Официально декларированной целью похода является объединение Италии. И Данте покупается ровно на это, потому что для Данте принципиально важная идея, политическая идея, психологическая, жизненно важная идея — объединение Италии, создание единого итальянского пространства, единой итальянской державы. На самом деле Данте будет одним из первых провозвестников единой Италии, и именно в этом секрет его популярности, в частности, в Италии XIX века, во время Рисорджименто.

Данте пишет трактат «Монархия», адресуя его императору Людовику Богемскому. Основные положения трактата таковы: во-первых, Данте отталкивается от Аристотеля и постулирует разумную природу человека; во-вторых, каждый человек в силу своей разумности стремится к совершенству, точнее, к самосовершенствованию с целью достичь идеала. Но самосовершенствование — это работа разума, а напряженная работа разума возможна только в состоянии покоя. Человек не может самосовершенствоваться, рубя лес или засеивая поле, — это невозможно, это требует досуга.

Если мы говорим о людских коллективах (потому что люди — существа общественные, они стремятся объединяться друг с другом и совершенствоваться вместе), совершенствоваться вместе можно тоже только в состоянии покоя. А что такое состояние покоя для общественного объединения? Это состояние мира. Следовательно, людям нужен мир. И люди объединяются в общины, в города, в политические образования, в res publicae с целью достижения мира. Это высшая цель для Данте — мир и спокойствие.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: