Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
13:47
2 июля 2016
Наука

Уловки памяти. Почему мы что-то помним, а что-то забываем

Психолог Мария Фаликман о системах памяти, принципах хранения информации и причинах забывания
15 284
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 17%
4 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
30 сентября 16:00
среда: 04:05, 11:05
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00
понедельник: 02:00

Почему мы теряем какие то значительные факты из нашей памяти и,одновременно, помним ничего не значущие мелочи, как хранится информация в нашем мозгу? О системах памяти, принципах хранения информации и причинах забывания лекция доктора психологических наук Мариии Фаликман

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука».

Психологи часто сравнивают человеческую память с запоминающим устройством компьютера: что-то мы храним долговременно, а что-то забываем сразу же после использования.

Две модели памяти были разработаны Дональдом Норманом и Нэнси Во в 1965 году. Ученые выдвинули гипотезу о том, что объекты кратковременной памяти трансформируются в часть долговременной при их регулярном повторении. Расщепление этих двух систем наблюдается при синдроме Милнер, то есть неспособности вспомнить события, происходившие пять минут назад.

В 1968 году двухкомпонентная модель памяти была дополнена ультрактовременной памятью, которая удерживается совсем незначительное время для целостного восприятия реальности. Так появилась трехкомпонентная модель, к которой позже добавили еще процессы внимания и структурирования. Важную роль в этой системе играют сенсорные регистры, в которых информация удерживается в полном объеме, но не более 2 — 4 секунд. Кратковременная память хранит данные до 30 секунд, а далее мы забываем их из-за небольшого объема памяти. Форма в которой хранится информация сводится к нескольким формам кодирования: акустико-артикуляционному, зрительному и повторению.

Долговременная память устроена сложнее: в ней присутствуют несколько подсистем. Первая из них — процедурная, то есть хранящая умения и навыки, вторая — декларативная, в которой хранятся факты. В последней также есть две подсистемы. В семантической заложена функция схематизации событий или признаков, помогающих нам воспринимать определенную жизненную ситуацию последовательно. Эпизодическая память основывается на прошлом опыте, который встроен вдоль оси времени — к нему мы обращаемся, когда нам нужно что-то вспомнить.

Причина стирания информации из долговременной памяти до сих пор не объяснена. Ученые предполагают, что она никуда не исчезает, просто мы теряем доступ к ней. Легко проиллюстрировать эту особенность памяти можно с помощью хорошо знакомой всем ситуации, когда у нас не получается вспомнить слово, которое вертится на кончике языка.

 

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: