Лекции
Кино
TED BBC
Учись, пока живой: как конец Второй мировой войны и экономика развили концепцию образования в течение всей жизни
Философ Петр Сафронов о возникновении идеи образования в течение всей жизни, ее неолиберальной интерпретации и концепции кооперативного образования
Смотреть
13:36
0 7484

Учись, пока живой: как конец Второй мировой войны и экономика развили концепцию образования в течение всей жизни

— ПостНаука на Дожде
Философ Петр Сафронов о возникновении идеи образования в течение всей жизни, ее неолиберальной интерпретации и концепции кооперативного образования
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Сто лет назад человек, который получил диплом о школьном образовании или тем более диплом университета, считал, что этот диплом получен им раз и навсегда, что ему больше никогда не придется учиться. Сегодня ситуация сильно изменилась. Как зародилась концепция «образования в течение всей жизни» и почему в ее появлении решающую роль сыграли конец Второй мировой войны и экономика, рассказал философ Петр Сафронов.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Фото: depositphotos.com

Сто лет назад человек, который получил диплом о школьном образовании или тем более диплом университета, считал, что этот диплом получен им раз и навсегда, что ему больше никогда не придется учиться. Сегодня ситуация сильно изменилась. Сегодня, когда мы обсуждаем образование, мы используем словосочетание «образование в течение всей жизни», имея в виду, что одного диплома, даже самого престижного, будет недостаточно.

Эта идея — идея о том, что нужно учиться в течение всей жизни, что невозможно остановиться в своем образовании на какой-то ступени, — возникла относительно недавно. После 1945 года американское правительство озаботилось тем, как использовать и утилизировать огромное число людей, которое пришло со Второй мировой войны, обладая определенными техническими навыками, чувствуя веру в свои силы, но одновременно не находя себе места в структуре мобилизованной военной экономики, которая была построена на довольно жестких началах централизованного планирования.

Решая задачу адаптации армейских ветеранов к мирной жизни, президент Трумэн поручил Комитету по экономическому развитию разработать программу адаптации людей, испытывающих трудности в мирной жизни, через образование. Примерно в это же время появился так называемый G.I. Bill — закон, дававший возможность ветеранам Второй мировой войны бесплатно получить образование в университетах. И были предприняты некоторые другие действия, направленные на расширение доступности высшего образования для тех, кто не мог за него заплатить.

К 1950-м годам программа адаптации ветеранов отчасти решила свои задачи, но привела вместе с тем к одному неожиданному результату: выяснилось, что люди, которые один раз получили образование бесплатно, хотят получать его снова, и возникла большая группа людей, получивших вкус к образованию, — людей, которые стали воспринимать образование как благо, доступное им не только на уровне школы, но также и на уровне университета.

Таким образом, первоначально сама идея образования в течение всей жизни стала следствием катастрофической или посткатастрофической образовательной политики, необходимости как-то перепридумать мир после войны. А с другой стороны, она стала следствием беспрецендентно высокого уровня развития социального государства, которое сопровождало историческое развитие стран Запада в 1950–1960-е годы. Но, к сожалению, это благоденствие продолжалось недолго. Уже в 1970-е годы, после нефтяного кризиса и обвала мировых рынков, стало понятно, что государство не в состоянии финансировать образование всех и всегда. С другой стороны, не только в Соединенных Штатах, но и в Европе сформировалось уже большое число людей, которое рассматривало образование как что-то, что гарантировано им, и считало образование частью одного из базовых социальных пакетов.

Возникла задача перепридумать идею получения образования так, чтобы снять бремя расходов на получение образования с государства. И здесь мы уже попадаем в современность, считая, что современным является все, что происходило после 1970-х годов до нашего времени. Эта современность, которую часто описывают как торжество неолиберальной идеи, характеризуется торжеством так называемой теории человеческого капитала. В рамках этой теории предполагается, что человек является своим собственным инвестором: он инвестирует в себя, в свои навыки, чтобы потом получить премию в виде растущей зарплаты и других бонусов, которые он получает благодаря своему образованию. Человек, таким образом, становится своим собственным активом — материальным или нематериальным, здесь уже судить трудно.

Но у активов есть одно неприятное свойство: они амортизируются, изнашиваются. Поэтому последствием принятия теории человеческого капитала стало представление о том, что учиться нужно в течение всей жизни, но теперь уже не потому, что с этим связано удовольствие, не потому, что такое образование является способом гармоничного вхождения в мирную жизнь, а потому, что в противном случае ты перестаешь быть нужным рынку труда.

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Наш потолок — проспект Андропова»: Дмитрий Быков о появлении в Вашингтоне площади Немцова