Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:03
4 июня 2016
Наука

Три уникальных способности вашей памяти

Психолог Вероника Нуркова о том, что такое «автобиографическая память»
16 289
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Год
4 800
Три месяца
1 280
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
30 сентября 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00

Психолог Вероника Нуркова рассказала о восприятии биографии, наследовании эмоционального профиля от родителей и понимании счастья в пожилом возрасте.

Большую часть своих способностей люди воспринимают как нечто абсолютно обыденное и посредственное. Мы не замечаем уникальных черт нашей природы, пологая, что так все и должно быть. Однако большинство живых существ не наделены теми возможностями, которые доступны человеку. Например, у нас есть три уникальных способности памяти.
Первая сводится к наличию понятия о прошлом. Этот феномен возникает благодаря эпизодической памяти, которая есть только у высших приматов (и возможно, у некоторых видов птиц). В отличие от других живых существ, запоминающих только свое недавнее прошлое, опыт которого пригодится для адаптации в окружающей среде (семантическая память), человек хранит важную информацию на протяжении всей жизни.
Вторая уникальная особенность — существование автобиографической памяти, которая появилась около ста лет назад. Этот факт свидетельствует о том, что раньше люди помнили себя на гораздо меньших интервалах времени. Чтобы развить автобиографическую память, человек должен родиться и развиваться в среде, которая воспитает в нем эту функцию через активное общение, основанное, главным образом, на вопросах о прошедших событиях. Автобиографическая память – это единственный вид памяти, который не ухудшается со временем. Пожилой человек видит свою историю ярче и подробнее, чем молодой. В автобиографической памяти также работает «эффект розовых очков»: события, которые происходят в настоящем не так важны, как их восприятие в будущем, как чего-то, что дало положительный опыт.
Наконец, третья способность нашей памяти - это поведение относительно своей истории. В детстве формируется восприятие себя и мира с соответствии с тем, как его интерпретируют родители. Здесь можно говорить о причинах разницы западного и восточного менталитета. Подростки перенимают у своих родителей представление об эмоциональном профиле. Оптимизм и пессимизм - это не столько субъективное восприятие мира, сколько непроизвольное влияние родительского отношения к жизни.

Полная расшифровка

Большинство людей, которые сейчас живут на свете, обладают тремя чудесными способностями. Это способности на самом деле чудесные, а именно: во-первых, они убеждены, что у них есть прошлое, у каждого из них; во-вторых, они время от времени вспоминают какие-то картины или сюжеты, вернее, в их сознании появляются полные подробности, эти сюжеты ими атрибутируются к своему личному прошлому, то есть люди вспоминают эпизоды из своего прошлого; в-третьих, люди ведут себя преемственно относительно своей истории. То есть они не каждый день просыпаются и начинают жизнь заново, а ведут себя, основываясь, как будто бы зная, веря в то, что сегодняшнему дню предшествует целый ряд событий, которые определяют их выбор, поступки, мысли и планы.

И, казалось бы, что в этом странного? Но именно эти три способности я бы и объединила в общее название автобиографической памяти. И автобиографическая память, если мы присмотримся к истории памяти в целом, к истории развития памяти, появилась совсем недавно. Подавляющее большинство живых существ на свете этими тремя способностями не обладает вообще. Они обладают другим типом памяти, которая называется семантическая память. То есть они выстраивают на основании своего жизненного опыта такую модель мира, в которой они могут ориентироваться. И эта память есть у всех. Только у очень небольшого количества существ, а именно у высших приматов (есть дискуссия, что, может быть, у некоторых видов птиц), возникает следующая способность, которую называют эпизодическая память: они могут уже фиксировать во времени, запоминать именно связанные со временем эпизоды из своего уже совсем-совсем недавнего прошлого — может быть, несколько минут назад, может быть, несколько часов назад. Опять же есть дискуссия, что, возможно, несколько дней назад, но не более того. И вот только человек (причем не любой человек, а человек, развившийся до определенной степени) обретает эту уникальную способность помнить свою жизненную историю или верить в то, что он ее помнит, что на самом деле было бы более аккуратно сказать. 

Но отсюда возникает вопрос: «когда?» и «как?». Я думаю, что автобиографическая память в том виде, в котором она сейчас существует (кстати говоря, она постоянно развивается, изменяется прямо у нас на глазах) появилась совсем недавно, возможно, менее ста лет назад. Это, конечно, не значит, что тысячу лет назад люди совсем не помнили себя, но они помнили себя на гораздо меньших интервалах времени, чем мы это сейчас можем делать. Второй вопрос: откуда это берется? И автобиографическая память, в отличие от тех видов памяти, о которых я говорила прежде, не возникает сама собой. И для того, чтобы эти способности появились, развились и стали базисом и поддержкой того, что называется человеческой личностью, ребенок должен не просто родиться человеком (этого совсем недостаточно), а родиться человеком в очень специальной среде, а именно: его должны окружать взрослые люди, которые, во-первых, тоже уже имеют автобиографическую память, а во-вторых, готовы посвятить свое время и силы на то, чтобы выращивать, специально развивать эту функцию у ребенка. Поэтому, например, у детей, которые воспитываются в детских домах и лишены общения со взрослыми (общение со сверстниками здесь совершенно недостаточно), впоследствии в очень бедном виде развивается эта функция, что ведет к огромным проблемам и очень специфическому типу личности, который потом уже переделать практически невозможно.

Как же это происходит? Происходит обычно это неспециально. Вообще, сейчас, наверное, есть сознательные родители, которые с ребенком учат по плану сколько-то слов в день или делают какие-то специальные упражнения. Но в нормальной ситуации просто взрослые, в первую очередь мать, конечно, общаются с ребенком и среди прочих вопросов часто задают ему вопросы о том, что с ним произошло сегодня, что с ним произошло в детском саду, напоминает, что произошло вчера, когда они куда-то вместе поехали, в гости к бабушке или пошли в зоопарк. И, казалось бы, в этих легких беседах формируется очень важная вещь (думаю, это одна из самых важных вещей), а именно: ребенок интуитивно, конечно, начинает понимать про себя, что в нем важно, что в нем интересует его близкого другого, и он учится запоминать и описывать те события, которые фиксируют эти важные стороны его самого, его взаимодействия с миром и так далее.

Эта рамка, которая формируется в автобиографическом рассказе, на котором и вырастает автобиографическая память, формирует личность. Если для самооценки взрослого человека, например, важно его финансовое состояние или что-то другое — красота или возраст, то это в детстве обсуждалось его родителями с ним. Именно эти аспекты его личности фиксировались. Что очень важно, автобиографическая память очень разная в разных культурах. Взрослые по-разному говорят с детьми о них самих, и получаются различные личности. Например, в европейской культуре обсуждают, что сделал ребенок. «Что ты сделал сегодня? Почему ты пришел с синяком из детского сада? Ты там подрался с кем-то?» То есть его собственные действия. А в восточных культурах обсуждают то, что делали другие люди, без участия самого ребенка, чему он был просто свидетелем или включен опосредованно. Соответственно, получается западный менталитет, восточный менталитет, личность, ориентированная на себя автономно, и личность, которая ориентирована на социальные связи — можно сказать «зависимая», а можно сказать «включенная в социальные отношения».

То, что я сказала, — это только первый шаг на пути развития автобиографической памяти, потому что дальше человек вступает в подростковый возраст, ему нужно уже свою жизнь целиком представлять, потому что автобиографическая память, как я сказала раньше, необходима для того, чтобы планировать будущее. Я помню себя, что со мной было в прошлом, и, исходя из этого, представляю, что будет со мной в будущем, что нужно делать, для того чтобы достичь одних целей и избежать других. И подросток попадает в следующую очень серьезную ситуацию, когда ему нужно учиться пониманию того, что такое жизнь человека и как ее проживать, и это тоже автобиографическая память. 

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: