Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:02
3 декабря 2016
История
Образование

«Небо, спустившееся на землю»: история Софийского собора в Стамбуле

Рассказывает историк Олег Воскобойников
2 274
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
26 августа 16:00
четверг: 11:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00, 11:00

Историк Олег Воскобойников об отношениях религии и общества, официальном христианстве и софийских храмах.

Больше лекций — на сайте «ПостНауки»

На превью: DepositPhotos

Трехнефная базилика прекрасно подходила для создания у верующего молитвенного настроения. Ряд колонн ведет тебя, верующего, к алтарю. Там ты принимаешь в себя тело и кровь Христа, ты приближаешься к Божеству, ты причащаешься Божеству, ты фактически становишься им. Одновременно на тебя сверху льется поток света из огромных оконных проемов под потолком. Эти окна всегда были такие полукруглые, то есть со скруглением сверху, и, наверное, этот свет воспринимался при определенном молитвенном настрое как своеобразное явление Божества на земле. Эти окна помещались в стене, которая называется клеристорий. На офорте Луиджи Россини, созданном в 1823 году, мы можем видеть базилику Святого Павла за городскими стенами после пожара, разрушившего довольно большую часть этого храма.

Потом этот храм был восстановлен. Но гравюра эта интересна тем, что она крупноформатная, поэтому можно разглядеть детали. Но главное, что мы видим структуру, скелет этой великой архитектуры. Мы видим, что все стены здесь очень тонкие, как тонкие колонны. То есть это на самом деле такая легкая вуаль, наброшенная чудотворной рукой зодчего, если угодно, но воспринимавшаяся как храм Божества, как нечто не от мира сего. Такие свидетельства об архитектуре прошлого очень важны для понимания того, зачем такая архитектура возникала.

В то же время союз императорской власти с новой религией не мог не сказаться на становлении нового храмового искусства. Храм в какой-то момент должен был стать моделью космоса, так же как космической по своим притязаниям была и власть сначала тетрархии, потом императоров Западной и Восточной империй. Империя была, напоминаю, расколота вплоть до падения Западной Римской империи, она всего 20 лет управлялась одним человеком, начиная с Константина и заканчивая Ромулом Августулом. Но все равно мы должны себе представлять, что империя в сознании людей тех веков — это нечто, что не может никуда деться, она будет всегда.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: