Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:12
11 декабря 2016
История
Образование

Главные символы, которые пришли к нам из Средневековья

Лекция историка Олега Воскобойникова
1 893
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
19 августа 16:00
четверг: 10:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00

Историк Олег Воскобойников рассказывает об образе феникса, символическом мировоззрении и властных коннотациях.

Больше лекций — на сайте «ПостНауки»

Всякая культура, как и всякая цивилизация, символична. Без символов, без иносказания человечество, как мне кажется, просто не может существовать. И человек, который вроде бы мыслит абсолютно рационально и даже не садится на дорожку, спокойно жмет руку через порог, тоже все равно не лишен способности и понимать, и производить символы. Поэтому если мы скажем, что ранняя средневековая христианская культура глубоко символична, то такое высказывание будет как минимум трюизмом, а в то же время и тавтологией. Потому что иносказание — это плоть от плоти вообще духовной деятельности человека.

В то же время мы должны как-то определить особенности того символического мировоззрения, символической картины мира, которая складывается при переходе от Античности к Средневековью, чтобы понять, какими ценностями Европа жила потом на протяжении тысячелетия. Надо попытаться по крайней мере разобраться в терминологии. В принципе можно говорить о едином таком описательном поле для моей науки — истории культуры, где родственны между собой, близки, но не всегда одинаковы символ, аллегория, знак, знаменье (то есть знаменье свыше). Символ — это что-то, что помогает людям коммуницировать, общаться не только друг с другом, но и, поскольку речь идет о религиозном обществе, с Богом. Сама приставка σύμ- в греческом слове σύμβολο (sýmvolo) указывает на то, что символ несамодостаточен, он обретает свое значение в какой-то коммуникативной ситуации (например, среди других подобных символов). Скажем, корона, снабженная дужкой, соединяющей лобную часть с затылочной, среди других корон обретет какое-то особое значение, даже если мы еще не знаем, что она значит в этом поле. Корона, которую держит над головою человек, — это одно. Корона, которую подает человеку епископ, — это другое. А если корону протягивает сам Бог, например, на изображении-миниатюре и собирается положить ее на голову государю, то это нечто третье.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: