Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:21
17 июня
Наука

Совместное внимание: что это такое и как с его помощью фокусникам удается проделывать свои трюки

Психолог Мария Фаликман о механизмах совместного внимания и его проявлениях в живописи
804
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
20 августа 16:00
воскресенье: 16:00
понедельник: 01:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00

Что подразумевается под термином совместное внимание, как рано оно развивается у детей и почему именно благодаря этой способности фокусникам с легкостью удается обмануть свою аудиторию? Психолог Мария Фаликман рассказала об этом в своей лекции.

«Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Совместное внимание определяют очень просто: это наша способность смотреть туда, куда смотрит другой. На самом деле понятно, что за ней скрывается много разных способностей: отвлечься от предыдущего фокуса внимания и перенаправить его туда, куда смотрит другой; определить, куда смотрит другой; использовать его указательный жест и направление взгляда для получения новой информации; понять, по поводу чего он переживает ту или иную эмоцию, высказывает ту или иную реплику. Но на самом деле исследования совместного внимания восходят к работам отечественного классика Льва Семеновича Выготского, который все высшие психические функции человека рассматривал как разделенные между людьми, изначально — между ребенком и взрослым.

Но на самом деле способность к совместному вниманию, способность смотреть туда, куда смотрит другой, очень важна и просто для взрослых людей. Например, она стоит за совместной работой, когда общий фокус внимания, общее направление взгляда экономит кучу времени, которое потребовалось бы на развернутые комментарии по поводу того, что нужно делать, например, во время хирургической операции или починки автомобиля. И мы очень чувствительны к направлению взгляда другого человека. Совершенно непроизвольно переводим взгляд туда, куда кто-то смотрит. Этим активно пользуются фокусники и карманники. Когда фокусник показывает свои трюки, он своим направлением взгляда уводит наше внимание в сторону, например, от собственных рук, в то время как что-то такое проделывает. Или, наоборот, благодаря направлению взгляда заставляет нас увидеть предмет движущимся в каком-то направлении, в то время как на самом деле прячет этот предмет.

Появляется эта способность очень рано. В известном исследовании классика когнитивной психологии Джерома Брунера, опубликованном в 1975 году, было показано, что к году уже 100% нормально развивающихся детей способны определить объект внимания значимого взрослого. А британский психолог Джордж Баттерворт, экспериментально исследуя взаимодействия матери и ребенка, выделил три этапа в развитии совместного внимания. Уже в полгода ребенок чувствителен к направлению взгляда матери, но еще не может точно обнаружить объект, на который она смотрит. Если по линии ее взора располагается несколько предметов, то ребенок, скорее всего, посмотрит на самый первый. А к 9–12 месяцам ребенок уже абсолютно уверенно локализует именно тот объект, на который смотрит взрослый. И наконец, в полтора года ребенок способен обнаружить объект внимания матери или другого взрослого, даже если этот предмет располагается за пределами его собственного поля зрения и ему нужно, например, повернуться. В годик ребенок еще к этому не способен.

Фото: DepositPhotos

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: