Лекции
Кино
TED BBC
Скандинавское общество поэтов: как устроена культура скальдов
Лекция филолога Федора Успенского
Смотреть
11:32
0 2636

Скандинавское общество поэтов: как устроена культура скальдов

— ПостНаука на Дожде
Лекция филолога Федора Успенского
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Филолог Фёдор Успенский о поэзии «Старшей Эдды», скальдических стихах и принципах построения кеннингов.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука».

В древнеисландской и древненорвежской поэзии — а в основном все поэтические тексты, которые до нас дошли, написаны именно на древнесеверном, точнее сказать, на древнеисландском языке — поражает прежде всего то, что этот язык был совершенно понятен современникам, той аудитории, которая его слушала. Более того, поэтическая традиция — это, как и правовая, очень сложно устроенная традиция, со своими хитросплетениями, деталями, особенностями, которые очень трудно распутать современным филологам. Но, видимо, никаких затруднений с пониманием у аудитории, в которой эта традиция жила и существовала, попросту не было.

Как ни странно, можно сказать, что Исландия и Норвегия того времени — это было действительно общество поэтов. Не все сочиняли стихи, но почти все понимали язык поэзии и были в состоянии отличить плохого скальда от хорошего, оценить какие-то особенности поэтики того или иного поэта и так далее. Степень грамотности аудитории в этой сфере продолжает впечатлять современных исследователей. Конечно, это связано с тем, что как язык правовой традиции, так и язык поэзии как таковой — это особый язык, который отличается от того языка, которым говорят люди. Любое ценное актуальное содержание необходимо было не просто каким-то образом передать, но оно должно было быть соответствующим образом оформлено. Не случайно язык поэзии, помимо разных названий, которые встречаются в традиции, называется bundit mal, то есть «связанная речь». Это не просто речь, а это речь специальным образом оформленная, построенная по определенным правилам. И текст, например, сакральный текст или текст с исключительно важным содержанием, в каком-то смысле только потому и сакрален, только потому и замечателен, что он оформлен по определенным правилам.

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Мы можем вдохновляться техно и Бахом»: Кирилл Рихтер о том, как сделать инструментальную музыку модной