Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:00
2 сентября
Психология

Бабушки, отцы и дети: чего боятся современные родители и стоит ли воспитывать свое чадо по учебнику

Психолог Катерина Поливанова о госпитализме, современных моделях родительства и критике воспитания по Споку
1 989
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Расписание
Следующий выпуск
23 сентября 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00
понедельник: 02:00

Правильно выстроенные эмоциональные отношения между родителями и детьми — это одно из условий успешной жизни ребенка во взрослом возрасте. Совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» ПостНаука запустила проект «Психология развития: как дети учатся понимать эмоции и управлять ими». Психолог Катерина Поливанова рассказала, как меняются взгляды на принципы воспитания детей.

Фото: DepositPhotos

Взаимодействие ребенка и его родителей — это классическая, сквозная тема всей психологии. Во многом детская психология вообще родилась и всегда исповедовала тему взаимодействия ребенка и родителя. Что надо понимать про это? Что сказано в классике, в классических исследованиях? Ребенок рождается абсолютно беспомощным — эволюция сделала так, что наш человеческий детеныш ничего не может при рождении. Соответственно, нужны какие-то «костыли», какие-то помощники, которые обеспечат его потребности.

Таким абсолютным средством является родитель. И я обращаю внимание, что в гуманитарной науке есть идущее от Канта представление о том, что другой человек не может быть средством. А родитель — средство, не цель действия ребенка, а средство. То есть он тот посредник, который обеспечивает выживание и затем постепенно развитие ребенка, превращение его во взрослого. Без родителя или без близкого взрослого, без ухаживающего за ребенком человека ничего хорошего не происходит.

Это впервые было показано на работах после Первой мировой войны, когда был введен термин «госпитализм». То есть было обнаружено, что дети-сироты, которые воспитываются в закрытых учреждениях, очень сильно отстают в развитии. Причем чем больше они там находятся и чем раньше они туда попали, тем хуже достижение и хуже прогноз. Это явление было названо госпитализмом в свое время, и никуда мы отсюда не делись. Дети, которым недодано родительского участия (я стараюсь избегать слова «любви», потому что оно совсем ненаучное), родительской поддержки, страдают. И они особенные. Сегодня эта тема тоже обсуждается, и есть соответствующие ответвления.

Выготский, без которого ни одна советская, российская диссертация не обходится, ввел представление о зоне ближайшего развития. Это на самом деле очень интересное явление. Выготский сказал, что сам ребенок — это не объект исследования. Объектом исследования является ближайшая перспектива его развития, которая обеспечивается взрослым. Зона ближайшего развития — это разница между тем, что может ребенок делать сам здесь и сейчас, и тем, что он может сделать в сотрудничестве со взрослым.

Чем раньше мы начинаем это обсуждать, тем важнее, чтобы это был близкий взрослый. Для подростка это может быть педагог, а для совсем малыша, для младенца это, конечно, близкий взрослый. Более того, примерно в пять месяцев ребенок начинает различать близкого взрослого и постороннего взрослого, даже просто не очень часто появляющегося взрослого. Он начинает плакать, видя незнакомое лицо.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: