Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
11:35
1 октября 2016
Наука

Пять правил красивой и убедительной речи

Филолог Гасан Гусейнов о понятии риторической руки
14 239
4
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 17%
4 800 / год
5 760
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Расписание
Следующий выпуск
1 июля 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00
понедельник: 02:00, 11:00

Когда возникает искусство риторики? С какой целью использовалась метафора риторической руки? Какие ключевые моменты в построении речи? И какими особенностями обладает убедительная речь? Об этом рассказывает доктор филологических наук Гасан Гусейнов.

Больше лекций смотрите на сайте «ПостНауки»

1

Риторика и возникла, действительно, в дописьменную эпоху, и мы знаем первые памятники античности, где впервые употребляется слово "оратор", но, правда, не в более известной форме "ритор", а в форме "ретэр". Это говорится в "Илиаде" об Ахилле, прекрасном, как становится понятно в конце поэмы, ораторе.

Это удивительная вещь – первое же упоминание ораторского искусства в мировой литературе содержит в себе в свернутом виде всю его дальнейшую судьбу. И кое-что говорит нам о главном свойстве риторики: она требует не столько говорить по определенным правилам, сколько правильно мыслить. Мыслить так, чтобы то, что ты подумал, во-первых, было ясно и убедительно для тебя самого, и, во-вторых, ясно и убедительно для твоего собеседника.

В основополагающем трактате о риторике, который написал почти две с половиной тысячи лет назад Аристотель, мы читаем, что риторика нужна не для того, чтобы убеждать кого-то в чем-то, а для того, чтобы в каждом конкретном случае находить возможные способы убеждения. Аристотель уподобляет риторику искусству врача, задача которого не в том, чтобы сделать каждого здоровым, а в том, чтобы приблизиться к этой цели или, чаще всего, облегчить мучения. Путь этот неблизкий, зато начало его доступно и ребенку.

Говорят: нечто просто, как свои пять пальцев. Да, это наша риторическая рука. Посмотрим на нее и поймем, как построить речь.

2

Первый палец риторической руки, или универсального мануала, – это нахождение темы (inventio по латыни или по греч. "эвресис", откуда и знаменитое "эврика!" – "я нашел!"). Это – первый шаг. Мы должны увидеть предмет будущей речи в его полноте и целостности, для того чтобы о нем дальше начать рассуждать в деталях. Что бы ни говорил оратор, он должен на всем протяжении своей речи и помнить об этом целом, и быть внимательным к деталям. Это одинаково важно и для поэта, и для адвоката, от убедительности речи которого перед присяжными и судьями в демократической стране может зависеть судьба человека. Нахождение – это, если говорить в военных терминах, - стратегия оратора.

3

Второй палец риторической руки отвечает за порядок речи, taxis. Мы знаем слово "тактика" – боевой порядок, или диспозиция, dispositio, расположение. Прежде чем начать говорить, мы должны знать, чем мы кончим, и расположение частей должно быть взвешено заранее – из соображений не только представления о целом, но и тем, как оно будет выглядеть во времени. Даже самая короткая речь протяженна, и слушатель должен увидеть в конце речи именно то, что хочет показать оратор. Проложить дорогу к этой цели – задача второго пальца "риторической руки".

4

Третий палец – это подбор слов, или элокуция. Здесь есть вот какой логико-философский квадрат: четыре точки. Первую греки называли "правильностью", "хорошим греческим", римляне – "хорошей латынью", для нас это грамотный русский язык. Вторая точка – это ясность. Иногда для ясности нужно нарушить правило. Третья точка – это уместность. Есть вещи, для описания которых неуместна, например, возвышенная лексика. А есть такие, для которых неуместна сниженная речь. И, наконец, четвертая точка – украшенность речи. Она бывает и "отрицательной", когда нужна, скажем, предельно сухая речь, но и она тоже будет, в действительности, украшенной, только особым образом. И вот у нас получаются четыре точки: потянул за одну – обеднил другие. В умении взвешивать, выбирая дорогу между названными четырьмя точками, и состоит то, что в обиходе называют владением языком, словарным запасом. Лексикон человека, как мы видим, не абстрактная категория, а вполне конкретное умение, которое можно натренировать. Попробуйте для каждого знакомого вам слова подобрать хотя бы по два-три синонима, пусть частичных, их разных регистров языка – глаза и очи, буркалы и зенки, глазищи и глазки – вот они вылупились на нас, озарили нас своими лучами, сверкнули слезой. И таких примеров столько, сколько вещей вокруг нас. Третий риторический палец требует от каждого из нас больше всего времени и сил.

5

Четвертый палец называется память, или memoria. Задача в том, чтобы запомнить три первых шага – нахождение темы, планирование речи и запись подобающими словами. Хорошему оратору не совсем прилично говорить свою речь наизусть. Вместо этого он мог бы пригласить артистически более одаренного человека, дал ему текст, он бы и произнес. Нет, оратор должен говорить, сообразуясь с теми, к кому он обращается. Но и включая свою память тоже. Ведь память – это сложная мысль о прошлом, возникающая только тогда, когда самого прошлого больше нет. А твои слушатели – вот они.

На превью: фото / DepositPhotos

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: