Лекции
Кино
TED BBC
Как устроен процесс познания мира, и что такое «психологическое время»
Лекция Марии Фаликман о нашей «когнитивной архитектуре»
Смотреть
13:53
0 6184

Как устроен процесс познания мира, и что такое «психологическое время»

— ПостНаука на Дожде
Лекция Марии Фаликман о нашей «когнитивной архитектуре»
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Какие непосредственно познавательные процессы выделяют психологи? Как можно определить мышление? Что такое ось психологического времени? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Познавательный процесс, прежде всего, связан с объективной реальностью. Эмоции содержат в себе только когнитивный аспект, помогающий воспринимать происходящее. С другой стороны, ученые все чаще замечают, что свой жизненный опыт мы воспринимаем в качестве главной опоры при построении своего мировосприятия.Советский и американский психолог Лев Веккер разработал единую теорию психических процессов и разделил их на две группы. Первые дают нам сведения об окружающем мире на разных уровнях, вторые – используют получаемую информацию вдоль оси психологического времени, задавая наше психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Три формы познания мира

Одна из возможностей познания мира – это ощущение. На этой стадии мы имеем возможность воспринять отражение отдельных свойств объектов окружающего мира. Например, различение цветов, температуры, вкуса и т.д. становится доступным человеку именно за счет ощущения. Этот, казалось бы, простой процесс обеспечивает трансформацию химических реакций в нашем мозге в субъективное восприятие мира.

Восприятие – это вторая ступень познания. На этой стадии мы соединяем всю полученную через органы чувств информацию об окружающем мире и выстраиваем конкретные образы. Здесь имеется в виду, что человек воспринимает действительность не через цвета, запахи и т.д., а через объекты. Образы уже в большей степени, чем ощущения складываются за счет субъективного восприятия конкретного человека.

Однако и восприятия не достаточно для полного познания действительности. Третьим важным компонентом в этой схеме становится сопоставление окружающих нас объектов. В психологии этот процесс называется мышлением. Устанавливая связи между предметами, мы определяем, что важно и неважно с точки зрения решаемой нами задачи.Мышление нужно только в случаях, когда цель сама по себе недостижима.

Помимо рассмотренных основных процессов познания мира, есть еще и сквозные, связанные с осью психологического времени. Психологическое прошлое – это процессы памяти. Внимание относят к настоящему. Психологическое будущее – это самая загадочная часть нашего восприятия, к которой относится все то, что мы еще никогда не ощущали и не переживали. В построении новых образов большую роль играет работа воображения.

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Наш потолок — проспект Андропова»: Дмитрий Быков о появлении в Вашингтоне площади Немцова