Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
13:53
3 сентября 2016
Наука

Как устроен процесс познания мира, и что такое «психологическое время»

Лекция Марии Фаликман о нашей «когнитивной архитектуре»
4 267
3
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 17%
4 800 / год
5 760
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
1 / 7 дней
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Расписание
Следующий выпуск
6 мая 16:00
понедельник: 02:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00

Какие непосредственно познавательные процессы выделяют психологи? Как можно определить мышление? Что такое ось психологического времени? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Познавательный процесс, прежде всего, связан с объективной реальностью. Эмоции содержат в себе только когнитивный аспект, помогающий воспринимать происходящее. С другой стороны, ученые все чаще замечают, что свой жизненный опыт мы воспринимаем в качестве главной опоры при построении своего мировосприятия.Советский и американский психолог Лев Веккер разработал единую теорию психических процессов и разделил их на две группы. Первые дают нам сведения об окружающем мире на разных уровнях, вторые – используют получаемую информацию вдоль оси психологического времени, задавая наше психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Три формы познания мира

Одна из возможностей познания мира – это ощущение. На этой стадии мы имеем возможность воспринять отражение отдельных свойств объектов окружающего мира. Например, различение цветов, температуры, вкуса и т.д. становится доступным человеку именно за счет ощущения. Этот, казалось бы, простой процесс обеспечивает трансформацию химических реакций в нашем мозге в субъективное восприятие мира.

Восприятие – это вторая ступень познания. На этой стадии мы соединяем всю полученную через органы чувств информацию об окружающем мире и выстраиваем конкретные образы. Здесь имеется в виду, что человек воспринимает действительность не через цвета, запахи и т.д., а через объекты. Образы уже в большей степени, чем ощущения складываются за счет субъективного восприятия конкретного человека.

Однако и восприятия не достаточно для полного познания действительности. Третьим важным компонентом в этой схеме становится сопоставление окружающих нас объектов. В психологии этот процесс называется мышлением. Устанавливая связи между предметами, мы определяем, что важно и неважно с точки зрения решаемой нами задачи.Мышление нужно только в случаях, когда цель сама по себе недостижима.

Помимо рассмотренных основных процессов познания мира, есть еще и сквозные, связанные с осью психологического времени. Психологическое прошлое – это процессы памяти. Внимание относят к настоящему. Психологическое будущее – это самая загадочная часть нашего восприятия, к которой относится все то, что мы еще никогда не ощущали и не переживали. В построении новых образов большую роль играет работа воображения.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: