Лекции
Кино
TED BBC
Культура соучастия: как цифровая среда сделала из потребителей создателей
Культуролог Оксана Мороз о происхождении просьюмеризма
Смотреть
14:05
0 1157

Культура соучастия: как цифровая среда сделала из потребителей создателей

— ПостНаука на Дожде
Культуролог Оксана Мороз о происхождении просьюмеризма
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Как пояивилась и трансформировалась культура потребления, что такое просьюмеризм, и чем он отличается от консьюмеризма, и с помощью чего люди, которые раньше потребляли продукт, начали участвовать в его производстве? В лекции для ПостНауки культуролог Оксана Мороз рассказывает о концепциях консьюмеризма, просьюмеризма и культуре соучастия.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука».

На превью: DepositPhotos

Феномен культуры потребления обсуждается в истории и различных социальных и гуманитарных науках достаточно давно — где-то приблизительно с конца XIX века, когда стали появляться более-менее оформленные социальные группы, репрезентирующие определенный стиль поведения в ситуации нарождающегося рынка. То есть появились группы, которые стали осознанно потреблять определенные товары и услуги, в каком-то смысле даже гнаться за этим потреблением, и появились первые исследования на этот счет.

На протяжении всего XX века эта тематика бурно развивалась, особенно в связи с тем, что параллельно исследователи занимались изучением проблем рекламы, пиара, продвижения товаров и услуг. И ко второй половине XX века сформировалось такое довольно отчетливое негативное ощущение, негативный способ описания культуры потребления или консюмеризма.

Один из авторов, писавших об этом, — Маркузе. У него была книга «Одномерный человек», посвященная проблемам американского стиля потребления, и сама метафора, которая была выведена в название, — одномерный человек — указывала на то, что субъект, находящийся в ситуации рынка и не очень сознающий, как этот рынок работает, не очень понимающий, как связаны механизмы производства каких-то товаров и услуг, каких-то объектов и его покупательная способность, не может рефлексировать, критически осмыслять собственные действия в ситуации рынка и потребления и сводится к такой одномерной фигуре с плоскими интересами, с не очень сложно дифференцируемыми интересами и запросами. Такая тенденция негативного осмысления культуры потребления держалась довольно долго. Позже об этом писал Бодрийяр, и в конечном итоге это выразилось в том, что даже в само́й массовой культуре производимые продукты — фильмы, книги или что-то подобное — описывали культуру потребления (консюмеризм) как очевидно негативный феномен.

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Мы можем вдохновляться техно и Бахом»: Кирилл Рихтер о том, как сделать инструментальную музыку модной