Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
12:32
3 сентября
История

Монархи Средневековья: где проходила граница между светской и церковной властью

Историк Александр Марей об развитии идеи власти в Средние века и соотношении власти Церкви и светских монархов
811
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Год
4 800
Три месяца
1 280
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
24 сентября 16:00
воскресенье: 16:00
понедельник: 02:00
суббота: 16:00

Какими терминами передавали понятие власти в политической мысли Средних веков? Где проходило разделение власти Церкви и власти светских монархов в трудах папы Геласия I? И как пересмотрел его концепцию Бонифаций VIII? Об этом рассказывает кандидат юридических наук Александр Марей.

В политической теории Средних веков, в политической теологии Средневековья понятие «власть» передавалось четырьмя основными латинскими словами: auctoritas, potestas, dominium и imperium, каждое из которых освещало одну из граней феномена власти. Auctoritas — авторитет или социально признаваемое знание, potestas — мощь, dominium — обладание, imperium — повеление. При этом два первых слова — auctoritas и potestas — являлись, безусловно, ключевыми для понимания сути средневековой концепции власти.

В конце V века папа Геласий I, обращаясь в письме к императору Восточной Римской империи Анастасию, пишет: «Есть два начала, которыми управляется этот мир. Это царская власть (regalis potestas) и священная власть епископов (sacrata auctoritas pontificum)». Для папы Геласия I важно, что светские правители имеют власть над телами, они могут что-то сделать. Но только церковная власть может легитимировать их действия, может облечь их действия в правовую оболочку, перевести их действия в область права. Тот, кто обладает potestas и не имеет auctoritas, совершенно очевидно становится тираном. Таким образом, фиксируется первый пункт концепции тирании, которая будет развиваться на протяжении Средних веков: светский правитель, лишенный поддержки Церкви, — король-еретик, тиран. Дихотомия potestas и auctoritas ложится в основу всей дальнейшей политической мысли.

Фото: wikimedia

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: