Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
11:40
16 апреля
История

Урок Средневековья: обязан ли монарх подчиняться своим собственным законам?

Историк Александр Марей об источниках цивильного права Средних веков и ограничениях власти правителей
708
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
26 августа 16:00
четверг: 11:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00, 11:00

Какие тексты влияли на развитие юридической мысли Средневековья? Что ограничивало власть монарха согласно представлениям сторонников императора и Папы римского? Как средневековые юристы определяли закон? Об этом рассказывает кандидат юридических наук Александр Марей.

«Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

В Средние века в рамках единого схоластического дискурса о власти, развивавшегося в русле университетской науки, существовали две дискурсивные модели: богословская и юридическая. Они были едины с точки зрения метода: и там и там работали схоласты, — но они различались с точки зрения наполнения и содержания. Прежде всего различие проходило по грани комментируемых текстов. Для богословов это было прежде всего Священное Писание и труды Святых Отцов, а для юристов комплекс комментируемых текстов состоял из трех частей, и они сами, ко всему прочему, создавали четвертую.

Три части — это Свод цивильного права императора Юстиниана, то есть свод римского права, прошедшего через болонскую школу; это Свод канонического права, состоявший изначально из Декрета Грациана и декреталий Григория IX, затем к ним добавлялись декреталии Бонифация VIII, экстраваганты папы Иоанна XXII, клементины Климента V и так далее; и это так называемый Libri Feudorum — «Книги феодов» (небольшой свод, комплекс норм феодального права) — обычно они вставлялись средневековыми юристами в состав Новелл Юстиниана — четвертой части свода.

Была и четвертая компонента, которая также влияла на развитие юридической мысли и, в частности, представляла особенный интерес в дискурсе о власти. Я говорю об ординарной глоссе, то есть о комментариях, которыми юристы окружали текст свода римского права. Эти комментарии были изначально единичные, разобщенные, но со временем становились все гуще и наполненней и в середине XIII века были объединены юристом по имени Аккурсий, или Франческо д’Аккурсио, в единую ординарную глоссу, с тех пор печатавшуюся всегда вместе с текстом — переписывавшуюся, а потом печатавшуюся после изобретения книгопечатания.

Фото: DepositPhotos

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: