Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
15:21
11 февраля
Наука

Дилетантская философия: как идеи масонства повлияли на русских мыслителей

Философ Алексей Козырев о русской эпохе Просвещения
1 581
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
26 августа 16:00
вторник: 11:00
четверг: 11:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00

Кто внес основной вклад в развитие русской философской мысли в период отделения науки от богословия? Какую роль в эпоху Просвещения играло масонство? Каковы особенности дворянской любительской философии? Об этом рассказывает кандидат философских наук Алексей Козырев.

«Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука».

Философия эпохи Просвещения — это прежде всего философия дворянская, философия дилетантская, философия любительская. Другой и быть не могло. Когда секуляризация только началась и отделение науки от богословия проходило свои первые шаги, философия становится матерью светской образованности. Весьма показательно, что в Московском университете уже не было теологического факультета. Потому что теология (богословие) изучалась в духовной академии. Университет возникает в эпоху Елизаветы Петровны как светское учебное заведение. Возникает образ философа-помещика, о котором Владимир Федорович Одоевский, любомудр, в начале XIX века напишет: «Что называлось философом? Это был страшный волокита, писал французские стихи, не ходил к обедне, не верил ни во что, подавал большую милостыню». Образ этакого чудака-филантропа, который мы видим и на страницах второй главы романа в стихах «Евгений Онегин»: «Сосед наш неуч, сумасбродит, // Он фармазон; он пьет одно // Стаканом красное вино; // Он дамам к ручке не подходит».

Фото: DepositPhotos

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: