Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
11:59
27 августа 2016
Наука

Культ личности: от Иосифа Сталина до Сальвадора Дали

Лекция кандидата философских наук Виталия Куренного
3 955
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 17%
4 800 / год
5 760
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Расписание
Следующий выпуск
1 июля 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00
понедельник: 02:00, 11:00

Какое значение имеет организационная система большевистской партии для формирования культа личности? Какую роль играет художник в рамках программы авангарда? Каковы различные подходы к пониманию личности в русской культуре? Об этом рассказывает кандидат философских наук Виталий Куренной.

Больше лекций — на сайте «ПостНауки»

Культ личности – это одно из самых известных понятий, маркирующих определенный период в истории нашей страны, а именно сталинский период. Возникает вопрос, каким образом это явление возникло и сформировалось.

В первую очередь, нужно отметить, что система, выстроенная как жесткая вертикаль с одним вождем наверху, является следствием определенной системы большевистской партии, которая длительную историю, однако в советский период, безусловно, несла на себе милитаризованный отпечаток.

Второй важный аспект, связан с тем, что большевистская революция происходила, сопровождалась и сама была частью авангардистского проекта, в котором большое значение имел культурный проект. Если взглянуть на художественный авангард, то можно заметить, что роль личности в этом проекте необычайно высока по сравнению с классическим искусством. Когда мы смотрим картину Шишкина, нам совершенно необязательно знать, что это за художник. Но трудно себе представить, что таким же образом мы могли бы воспринимать произведения Сальвадора Дали, где он сам всегда является частью действия. Авангардизм предполагает чрезвычайно важную роль личности.

Третий аспект, который связан с феноменом культа личности, является дискурсивно-культурным. Дело в том, что сама проблематика личности в русской культуре имеет отчетливо выраженный характер, не только в советский, но и в досоветский период. Личность может подниматься универсалистски, в том смысле, что каждый человек является личностью. Такое понимание личности укоренилось  и в философии Канта, и в философии Гегеля, ив европейской философии в целом. Личность связана с индивидуальностью. Культ личности укладывается в рамки этой традиции.

Следующий аспект культурно-политический. Руководитель Крымской советской республики: «С тех пор, как существование советской власти стало непреклонным фактом, и за короткий срок наша партия успела осуществить принципы национального освобождения в границах бывшей царской империи, а также, где можно, за ее пределами, с тех пор наша партия завоевала огромное сочувствие, симпатию угнетенных и малых народов Востока. Этот факт, конечно, известен всему миру. Вместе с тем, необходимо учесть чрезвычайно важный для предстоящих задач факт, что культ личности в политической жизни Востока по известным вам и вполне понятным причинам играет если не абсолютно решающую, то во всяком случае громадную роль. Подавляющая часть масс Востока верит в личность, и поэтому то огромное их сочувствие и симпатии, кои вызывали у них октябрьские завоевания, в значительной мере были направлены по адресу Ильича. Если эта величайшая утрата является невозвратимой даже для нашей партии, то легко представить, какие мысли сейчас в мозгу многомиллионного угнетенного Востока. Еще до сих пор господствует безграмотность, слепая вера и влияние духовенства».

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: