Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:34
10 июня
О жизни

Эффект фанфика и культура партиципации: как мы из потребителей превратились в создателей

Культуролог Оксана Мороз о практиках соучастия и демократизации культурного и социального производства
578
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
20 августа 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00

Что такое культура партиципации и почему это понятие особенно актуально в наше время? Как переход от пассивного потребления в активное создание (продуктов, сайтов, участие в проектах) изменил экономические практики? Культуролог Оксана Мороз объясняет принципы партиципации, описанные Генри Дженкинсом, и то, как они оказывают влияние на жизнь, экономику и общение в современном мире. 

«Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Для людей, которые увлекаются социальным или гуманитарным знанием и читали определенное количество трудов, опубликованных в XX веке, слово «партиципация» может быть смутно знакомым. Это слово использовал известный антрополог, этнограф, этнолог Леви-Брюль, когда говорил о системе пралогического мышления. Но, конечно, если мы пытаемся описывать системы партиципации в современности и говорить о цифровой среде, об интернет-коммуникации, это слово сейчас приобретает несколько иной контекст. Здесь, наверное, стоит апеллировать к Генри Дженкинсу, который с 2000-х годов описал довольно много разных кейсов, связанных с культурой партиципации и разными сообществами, которые ее практикуют.

Что такое «партиципация»? Если переводить на русский, то это культура участия или соучастия. Здесь нужно сказать, что единого принятого англицизма до сих пор не существует: ряд коллег пишут и говорят «партисипация», кто-то говорит «партиципация» ― здесь нет никакой ошибки, просто это такие разночтения. Культура участия или соучастия предполагает определенное приближение человека, который ранее был только потребителем культурных и социальных смыслов, к позиции производителя. И это прямым образом соотносится с понятием «просьюмеризм», то есть с понятием, которое описывает человека, в том числе экономического, включенного в рыночные технологии, в рыночную коммуникацию, не только с позиции пассивной, но и с позиции активной ― человека, который сам обустраивает среду, в которой он существует, и самостоятельно принимает экономические и финансовые решения и подтверждает их производством той или иной продукции. Тем не менее, если вернуться к Дженкинсу, для него понятие «партиципация» раскладывалось на некоторое конечное количество эпизодов и практик. Нельзя не отметить, что в российском контексте это понятие очень часто используется как раз с апелляцией именно к его позиции, к его мнению.

В первую очередь Дженкинс говорил о том, что с развитием интернет-технологий и с появлением в 2000-х годах блогинга, микроблогинга и социальных сетей у человека появляется совершенно невероятный и не имеющий прецедентов культурный опыт: каждый из нас становится автором. Мы становимся авторами в разных измерениях: кто-то пишет посты, кто-то делает фотографии, кто-то может пользоваться специальными возможностями для записи музыки ― все это приближает нас к позиции производителя контента. Почему я говорю, что этот опыт беспрецедентный? Потому что нам совершенно очевидно, что такое количество авторов или активных пользователей, которые продуцируют акторную, активную позицию, до этого момента времени, до начала XXI века, было сложно себе представить. В основном, конечно, все техники письма, техники производства культурных смыслов, как и до этого техники чтения, были все-таки закреплены за определенными элитами. Сейчас эта элитарность уходит.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: