Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:19
18 февраля
Наука

«Правильные» родители: как изменились семейные ценности и что теперь считается «нормой»

Психолог Катерина Поливанова о традиционных формах воспитания и причинах кризиса буржуазной модели семьи во второй половине XX века
6 511
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
26 августа 16:00
вторник: 11:00
четверг: 11:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00, 11:00

Традиционные ценности и понимание, что надо делать, чтобы быть хорошим родителем, изменились. Со всех сторон молодым родителям дают советы о том, как «надо» — повсюду книги, блоги, программы обучения, опыт и советы их же родителей и друзей. О проблемах современного родительства и что стало новой нормой воспитания — в лекции психолога Катерины Поливановой.

«Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Сегодня в научной литературе существует два слова, которые мы переводим одним русским «родительство», — это parenting и parenthood. Parenting — то, что связано с воспитанием ребенка, это родитель в роли воспитателя. А когда мы говорим parenthood, мы имеем в виду социальную роль родительства, переживание родителя как взрослого человека своей новой родительской роли, те трудности, с которыми он сталкивается именно как человек, имеющий ребенка, в широком социуме. Parenting ограничено детской, а parenthood — это широкий социум, в котором живет взрослый человек.

Это разделение во многом обязано тому, что к концу XX века стали исчезать традиционные схемы воспитания детей. Если мы вернемся еще на век назад — предположим, конец XIX века, русская или западная деревня, — то, как правило, в потолке был вкручен крюк, на который вешали люльку, как только появлялся новый член семьи, и все, что делали люди, живущие в этом доме, вокруг этого ребенка, — это было не столько «головное» знание (они действовали не потому, что знали, что так надо действовать), сколько телесное, действенное знание. Ребенок плачет — ему дают грудь или рожок, как это называлось. Ребенок не плачет — и слава богу, можно на него не обращать внимания. Он начал ползать — отлично, он выполз за пределы дома — ничего страшного. Это привычное, традиционное знание было связано с тем, что большинство людей росли в широких семьях, то есть в семье было много разновозрастных членов, и молодая женщина, у которой появлялся первенец, уже имела опыт воспитания своих более младших братьев-сестер, племянников и так далее.

Фото: DepositPhoto

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: