Лекции
Кино
TED BBC
Культ медведя: как обнаружение ритуальных захоронений животных рядом с неандертальцами разделило археологов
Археолог Владислав Житенев о культах каменного века, сложностях интерпретации археологических находок и возможной общности поведенческих установок древних и современных людей
Смотреть
14:48
0 3283

Культ медведя: как обнаружение ритуальных захоронений животных рядом с неандертальцами разделило археологов

— ПостНаука на Дожде
Археолог Владислав Житенев о культах каменного века, сложностях интерпретации археологических находок и возможной общности поведенческих установок древних и современных людей
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

В сентябре 2017 года в очень уважаемом в научной среде журнале Human Evolution вышла статья, посвященная новому анализу из неандертальского погребения в Регуду во Франции. Это погребение интересно тем, что, помимо погребения неандертальца, в нем было также обнаружено и зафиксировано погребение медведя. В свое время это явилось одним из основных доказательств существования культа медведя у неандертальцев. О нем рассказал Археолог Владислав Житенев.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Фото: иллюстрация чешского художника Зденека Буриана

Впервые идея о том, что неандертальцы хоронили не только своих соплеменников (то есть обладали широким мировоззрением и достаточно широкой духовной культурой с точки зрения нашего сегодняшнего понимания этих терминов и этих явлений), явилась практически параллельно открытию неандертальских погребений и свидетельств захоронения или определенных манипуляций с костями медведей. По аналогии с тем, что этнографы наблюдали и фиксировали у наших северных народов, по аналогии с манипуляциями с костями медведей после медвежьих праздников, после торжественного поедания медведя его кости обычно относились в специальное место, в амбар, и там они оставлялись нетронутыми с той идеей, что медведю понравится обращение с его останками и в следующий раз охота тоже будет удачной. Однако памятники, на которых были выявлены и исследованы следы ритуального, как тогда казалось, обращения с костями пещерных и бурых медведей неандертальцами, достаточно скоро получили критические отзывы со стороны ряда археологов и палеозоологов.

В послевоенное время это стало развиваться достаточно быстро. Наши коллеги говорили о том, что многие следы, которые прежде интерпретировались как следы манипуляции с медвежьими костными остатками, могут являться свидетельством естественных процессов, которые происходили в пещерах во время обитания там как самих пещерных медведей, так и других животных. Большинство подобных памятников, где присутствуют следы культа пещерного медведя (специально сложенные черепа, кости), раскапывались достаточно давно. Методика тогда была несовершенна, и на сегодняшний день в большинстве случаев мы не можем однозначно сказать, что было раскопано нашими коллегами 80 лет назад, 100 лет назад, 70 лет назад, а то и 50−60 лет назад. То есть проблема существования мировоззрения и культа животных у неандертальцев продолжает оставаться очень серьезной.

 

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Мы можем вдохновляться техно и Бахом»: Кирилл Рихтер о том, как сделать инструментальную музыку модной