Лекции
Кино
TED BBC
Кризис образования: почему дети занимаются в школе не тем
Философ Петр Сафронов о современном кризисе образования, моделях взаимодействия учителя и ученика и перспективах образовательных реформ
Смотреть
12:12
0 4966

Кризис образования: почему дети занимаются в школе не тем

— ПостНаука на Дожде
Философ Петр Сафронов о современном кризисе образования, моделях взаимодействия учителя и ученика и перспективах образовательных реформ
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Образование переживает кризис, заключили представители Всемирного банка, но в чем его причины? Давно устоялось представление, что главное дело ученика в школе — это учиться, учиться и еще раз учиться, но все больше людей говорят о том, что оно устарело. В чем ошибки этой идеи и как современное образование должно измениться, объяснил философ Петр Сафронов.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Фото: depositphotos.com

В докладе Всемирного банка о развитии на 2018 год одной из наиболее актуальных задач в современной глобальной политике провозглашается содействие обучению. Специалисты Всемирного банка утверждают, что сегодня мы имеем дело не просто с кризисом образования, но и с моральным кризисом. Академические результаты учащихся во многих странах мира катастрофически низки. Около 40% учащихся многих африканских стран не владеют даже элементарными знаниями в области математики и фактически лишены возможности продолжить свое обучение на уровне старшей школы, не говоря уже об университете. Можно привести и примеры за пределами Африканского континента: опросы показывают, что значительное число учителей в Аргентине, например, считают возможным прогуливать уроки, просто дав какое-то задание своим школьникам.

В чем причина кризиса в образовании? В чем причина разочарования, которое ощущают современные школы, профессионалы, родители и сами дети в очень разных уголках мира? На этот вопрос можно отвечать, анализируя содержание образовательного процесса. А можно поставить вопрос о том, кто собственно тот ученик, о котором мы говорим.

Возможно, основная проблема современного кризиса заключается в том, что средства и цели образования по-прежнему формируются в модели, исходящей из того, что главное дело ученика в школе — это учиться: «Учись, школьник, учись, студент» (в более модной версии — «Вкладывай в свои знания, инвестируй в себя»). Эта модель ученика как секулярного монаха, который отказывается от удовольствий, чтобы погрузиться в знания, была изобретена очень давно. В трудах Коменского мы уже видим представление об ученике, который взращивает в себе добродетель, руководствуясь примером учителя. Парадокс заключается в том, что эта очень давняя модель по-прежнему остается одним из наиболее влиятельных способов представления того, что такое образовательный процесс.

Коменский считал ученика чем-то вроде семени, которое раскрывается благодаря регулярному поливу — возделыванию со стороны учителя. Тема возделывания потом была перенята идеологами французского и немецкого Просвещения и развита в трудах Песталоцци и Герберта. Она дожила до советской школы, когда Антон Семенович Макаренко словами, чем-то напоминающими слова Коменского, говорил, что дисциплинарная организация учебного процесса содействует раскрытию творческих способностей каждой личности.

В этом коридоре от Герберта до Макаренко мы видим, хотя и с небольшими изменениями, развитие одной и той же идеи — представления об ученике как о существе, подлежащем дисциплинированию или нормализации. Учебный процесс — это приведение его к идеальному образу, воплощением которого является учитель.

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Наш потолок — проспект Андропова»: Дмитрий Быков о появлении в Вашингтоне площади Немцова