Лекции
Кино
TED BBC
«Русская сторона» прогрессизма по Достоевскому: какие идеологии лежат в основе романа «Бесы»
Политолог Борис Прокудин о революционных идеологиях, кружке Нечаева и истоках романа «Бесы»
Читать
13:16
0 5706

«Русская сторона» прогрессизма по Достоевскому: какие идеологии лежат в основе романа «Бесы»

— ПостНаука на Дожде
Политолог Борис Прокудин о революционных идеологиях, кружке Нечаева и истоках романа «Бесы»

Какие задачи ставил перед собой Достоевский, когда начал писать «Бесов»? Какая история из собственной биографии автора вдохновила его на написание романа? Какая идеологая лежит в его основе? На эти вопросы отвечает политолог Борис Прокудин в своей новой лекции.

«Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Фото: wikimedia

Мог ли Достоевский стать революционером, войти в исполнительный комитет террористической партии, бросить бомбу, убить человека? Разумеется, не мог! Хотя самые страшные преступления в его романах написаны с таким правдоподобием, что наивные читатели часто принимали это за описание собственного опыта. Как у него это получалось? Я попробую подступиться к этой загадке.

Вообще, русская литература философична. Пусть Россия не дала миру ни одного оригинального философа, она дала самых философичных писателей: Толстого, Достоевского, Тургенева, Платонова. Сила мысли нашего народа выразилась не в научных трактатах, а в художественных образах. И разница здесь в том, что философские идеи в романах не просто логически излагаются, а они проживаются. Автор вместе со своими героями проживает философию и имеет возможность наиболее мучительные для себя вопросы, передав персонажу, довести до предельного состояния.

Именно так работал Достоевский. И вопрос, способен ли человек на убийство, он проживал на самом остром экзистенциальном уровне, хоть и виртуально. А довести идею до конца, нанести последний удар — это он передавал своим героям, например Раскольникову или Петру Верховенскому. На Верховенском я хотел бы остановиться, ведь именно в этом образе Достоевский объективировал свое увлечение социалистическими идеями. Речь пойдет о романе «Бесы».

В юности Достоевский был социалистом. В возрасте двадцати шести лет он начал посещать кружок фурьериста Петрашевского. Кружок был разговорный и безалаберный, не знал ни дисциплины, ни иерархии, ни особой конспирации. Однако почти одновременно с Достоевским кружок стал посещать молодой аристократ — Николай Александрович Спешнев, загадочная личность, которого Достоевский в дневнике будет называть «мой Мефистофель». Он был «демонически» красив и умен, вел себя независимо. Сверх того он только вернулся из-за границы, где якобы был связан с таинственными революционными центрами и типографиями.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
«Центр "Э" приходит на наши концерты, что-то снимает»: живой концерт одной из самых популярных панк-групп России «Порнофильмы»