Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
11:47
10 июня
История

Бесполые мифы: как в древности определяли половую принадлежность богов

Филолог Гасан Гусейнов о различных подходах к исследованию мифологии, гендерных рамках и актуальности мифа в XXI веке
378
1
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 17%
4 800 / год
5 760
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Расписание
Следующий выпуск
24 июня 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00
понедельник: 02:00
среда: 11:00

Вопросы определения и половой принадлежности вызывают бурный интерес с древних времен. Филолог Гасан Гусейнов в своей лекции рассказывает о разных богах и героях и о несовпадениях в том, как в разных мифах определялась их половая принадлежность.

«Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука» 

Когда мы говорим о мифе, мы должны условиться о некоторых границах, потому что миф (‘слово, речь’) — это что-то безграничное. Это греческое слово обозначает в нашем общении очень многое: и предельный вымысел, и нечто невероятно глубоко укоренное, какую-то высшую истину. Именно в этом огромном и разнообразном значении мы употребляем слово «миф». Поэтому если мы условимся, что миф — это некое повествование о мире, которое содержит в себе объяснение того, как устроен этот мир, о его первоначалах и вместе с тем это такое повествование, которое всякий раз новым, следующим поколением должно заново переосмысливаться, то мы поймем, что такая тема, как пол человека, не может не волновать нас самих. Потому что она нас интересует, мы живем в этом мире двух, может быть, трех полов, а может быть, четырех полов, в условиях, в которых живет современный человек. И вместе с тем мы понимаем, что древние люди, с которыми связано возникновение мифологии, тоже были взволнованы этой странной особенностью человека, и не только человека, но и многих животных, этой странной особенностью разделения на мужской, женский и какой-то еще смешанный пол или какие-то другие варианты.

Почему сейчас нас и многих исследователей мифологии так вновь взволновала эта проблема, как это получилось? Здесь надо сказать, что существует несколько направлений в теории мифологии, все эти направления занимались в мифе чем-то своим. Например, самой влиятельной школой (ее можно назвать школой, таким неоэвгемеризмом) в изучении мифологии была такая: миф — это превращенная форма раннего исторического сознания, это предыстория человечества, предыстория космоса, и поэтому миф — это самая ранняя онтология учения о бытии и самая ранняя антропология и социология. Миф — это повествование о том, как был устроен, вообще говоря, мир и человеческое существо.

Фото: wikimedia

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: