Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
13:59
18 декабря 2016
История

Какими полномочиями обладал Папа Римский в Средневековье

Рассказывает историк Михаил Бойцов
1 046
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
19 августа 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00

Историк Михаил Бойцов рассказал о римском епископстве, о том, что такое инсигнии, и как соотносились между собой власть Папы Римского и императора.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

 

Когда речь заходит о средневековых правителях, мы представляем себе в первую очередь всевозможных императоров и королей, забывая при этом, какую большую роль играли правители церковные, князья церкви и в первую очередь, разумеется, епископ города Рима. Для Западной Европы это один из самых могущественных и самых влиятельных государей. Но этого своего положения он достиг не сразу, с большим трудом, и изначально церковь представляла собой конфедерацию, по сути дела, самостоятельных епископств, и совершенно не было очевидно, что епископ Рима должен командовать всеми остальными. Наоборот, многие считали и до сих пор считают на востоке Европы, что его авторитет — это просто авторитет кафедры, авторитет сана, мы прислушиваемся к его мнению, но отнюдь не склонны выполнять его приказания. Тем не менее на протяжении Средневековья папы постепенно создавали монархию внутри церкви — монархию, которая оказалась абсолютной монархией раньше, чем монархия светских государей. В этом отношении очень передовая структура, конечно же.

Но путь этот был долог, путь этот был сложен. Приходилось преодолевать сопротивление даже соседних итальянских епископств. И, например, в Милане очень долгое время были такие автономные движения, все время хотели от римского ига избавиться местные епископы, даже так и говорили про римское иго. Но, во-первых, конечно, очень важно выбрать определенное обоснование собственной власти, то есть легитимацию. Епископы города Рима придумали совершенно замечательно: они апеллировали не к тому, что это древняя столица империи, а к тому, что здесь жили и были казнены по крайней мере два выдающихся апостола — святой Петр и святой Павел. Надо сказать, что со святым Павлом дело обстоит не очень ясно: действительно ли он был там казнен или нет. И совсем неясно дело обстоит со святым Петром: был ли он вообще в Риме или нет, но это не так важно. Важно, что люди верили в это обстоятельство, в то, что Петр и Павел являются фактическими основателями римского епископства. Ничего нет более реального, чем то, во что люди верят.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: