Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
11:27
2 июля 2016
Наука

Как дети учатся говорить

Лингвист Светлана Бурлак об универсальной грамматике и освоении новых слов ребенком
12 798
0
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 17%
4 800 / год
5 760
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Расписание
Следующий выпуск
3 июня 16:00
понедельник: 02:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00

Как дети осваивают новые слова, и что такое универсальная грамматика. Об этом лекция доктора филологических наук, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Светланы Бурлак.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука».

Американский лингвист Ноам Хомский вывел принцип универсальной грамматики, т.е. набора общих принципов, в соответствии с которыми могут быть устроены языки. В возрасте 2-3 лет ребенок начинает строить распространенные предложения, в которых соблюдены нормы грамматики. Ученые объясняют такое инстинктивное следование нормам языка генетической предрасположенностью. Любители классической музыки не только без труда отличат Шнитке от Моцарта, но и сами смогут написать пьесу в стиле этих композиторов. Также поклонники русской поэзии, скорее всего, смогут написать стихотворение, стилизованное под Некрасова или Гумилева.

Очевидно, что у нас нет генов, отвечающих за распознавание стихов Гумилева. Мы выделяем стили и формы, потому что человеку свойственно стремление усматривать структуру.

Саймон Кирби и его коллеги провели эксперимент по изучению инопланетного языка. Участники данного исследования выполняли задания по кругу. Первый испытуемый должен был запомнить слова, которыми «инопланетяне» обозначают движущиеся определенным образом геометрические фигуры разных цветов. Полученную информацию первый участник должен был передать второму, второй – третьему, и так по кругу. В заключительном этапе эксперимента испытуемые старались вспомнить, как называются те или иные фигуры. В итоговый тест исследователи включили и те объекты, которые не давались для запоминания в ходе эксперимента. Однако участники, выстроив аналогию по цвету, движению и форме, все же давали названия предложенным фигурам. Это очередной раз доказывает стремление человеческого мышления к структуризации.

Интересно, что грамматический взрыв, т.е. переход от двухсловных фраз к распространенным предложениям, происходит у ребенка параллельно с когнитивным взрывом, который проявляется в более осознанном отношении к окружающему (например, малыш не хватает цветок рукой, а бережно дотрагивается до лепестков). С возрастом ребенок начинает различать в окружающем мире все больше и больше деталей. Аналогичный процесс происходит и с лексикой: без заучивания правил, ребенок на чисто подсознательном уровне выделяет части слов, которые могут функционировать определенным образом.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: