Лекции
Кино
TED BBC
В стороне от церкви: как был устроен русский императорский театр
Историк Екатерина Болтунова — о ритуалах, символах и тонкостях дипломатии в личных театрах монархов
Смотреть
10:37
0 1884

В стороне от церкви: как был устроен русский императорский театр

— ПостНаука на Дожде
Историк Екатерина Болтунова — о ритуалах, символах и тонкостях дипломатии в личных театрах монархов
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Личные театры русских монархов имели невероятное устройство — не только с точки зрения декора и архитектуры, но и в ритуалах и символах в присутствии императоров и императриц. Историк Екатерина Болтунова  рассказывает о специфике отношений театра и церкви, западной и восточной оси во дворцах и важности рассадки гостей.

Больше лекций — на сайте «ПостНауки»

На превью: Илья Питалев / РИА Новости

Императорский театр — это пространство, в котором дают параллельно два представления: одно на сцене, а другое в императорской ложе. При этом второе представление зачастую оказывается более ярким, более насыщенным, вызывает больший интерес у зрителей, чем первое, поскольку именно в театре подданные императора или императрицы имели возможность встретиться лицом к лицу с живой иконой императора. Императорские театры всегда в той или иной мере были в определенном соотношении с дворцовым пространством. Многие из них действительно находились вне помещения дворца, вне главного дворцового пространства, и в этом случае они оказывались своего рода околодворцовым помещением.

Здесь имеет смысл вспомнить первые театры, которые появились в России в конце XVII века — в частности, театр царя Алексея Михайловича, разместившийся в хоромах Ильи Милославского, которые были отданы под разного рода потехи и превратились в потешный дворец. Этот дворец находился недалеко от основного царского дворца — от Теремного дворца Московского Кремля. Примерно таким же образом, недалеко от основного дворца, находились театр царевны Натальи Алексеевны в Санкт-Петербурге, а также Оперный дом, находившийся на Царицыном лугу во время правления Елизаветы Петровны. Китайский театр в Царицыно времен Екатерины II — сооружение, которое стоит отдельно и находится недалеко от дворца. Но вместе с тем довольно большое количество театров в XVIII веке возникают именно внутри дворцового помещения, и они особым образом осмыслены. К числу таких театров можно отнести театр, который находился в так называемом Анненгофе — дворце императрицы Анны Иоанновны в Москве. Зимний и летний дворцы Анны Иоанновны также имели театры.

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Мы можем вдохновляться техно и Бахом»: Кирилл Рихтер о том, как сделать инструментальную музыку модной