Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
10:37
3 декабря 2016
История

В стороне от церкви: как был устроен русский императорский театр

Историк Екатерина Болтунова — о ритуалах, символах и тонкостях дипломатии в личных театрах монархов
1 878
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
26 августа 16:00
четверг: 11:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00, 11:00

Личные театры русских монархов имели невероятное устройство — не только с точки зрения декора и архитектуры, но и в ритуалах и символах в присутствии императоров и императриц. Историк Екатерина Болтунова  рассказывает о специфике отношений театра и церкви, западной и восточной оси во дворцах и важности рассадки гостей.

Больше лекций — на сайте «ПостНауки»

На превью: Илья Питалев / РИА Новости

Императорский театр — это пространство, в котором дают параллельно два представления: одно на сцене, а другое в императорской ложе. При этом второе представление зачастую оказывается более ярким, более насыщенным, вызывает больший интерес у зрителей, чем первое, поскольку именно в театре подданные императора или императрицы имели возможность встретиться лицом к лицу с живой иконой императора. Императорские театры всегда в той или иной мере были в определенном соотношении с дворцовым пространством. Многие из них действительно находились вне помещения дворца, вне главного дворцового пространства, и в этом случае они оказывались своего рода околодворцовым помещением.

Здесь имеет смысл вспомнить первые театры, которые появились в России в конце XVII века — в частности, театр царя Алексея Михайловича, разместившийся в хоромах Ильи Милославского, которые были отданы под разного рода потехи и превратились в потешный дворец. Этот дворец находился недалеко от основного царского дворца — от Теремного дворца Московского Кремля. Примерно таким же образом, недалеко от основного дворца, находились театр царевны Натальи Алексеевны в Санкт-Петербурге, а также Оперный дом, находившийся на Царицыном лугу во время правления Елизаветы Петровны. Китайский театр в Царицыно времен Екатерины II — сооружение, которое стоит отдельно и находится недалеко от дворца. Но вместе с тем довольно большое количество театров в XVIII веке возникают именно внутри дворцового помещения, и они особым образом осмыслены. К числу таких театров можно отнести театр, который находился в так называемом Анненгофе — дворце императрицы Анны Иоанновны в Москве. Зимний и летний дворцы Анны Иоанновны также имели театры.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: