Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:43
16 июля
История

Северокавказское зодчество: христианизация Алании и византийское влияние на архитектуру Кавказа

514
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Расписание
Следующий выпуск
29 июля 16:00
понедельник: 01:00
среда: 02:00
четверг: 02:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00

Древнехристианское зодчество на Северном Кавказе является предметом довольно оживленных научных дискуссий, при этом оно, как ни парадоксально, малоизвестно отечественному читателю и вообще широкой публике. К сожалению, даже самые главные шедевры этого зодчества сейчас находятся в очень плохом состоянии. Например, знаменитый Сентинский храм 965 года — древнейший датированный храм на территории Российской Федерации — стоит открытый всем ветрам, без окон, без дверей, туда заходят коровы. И в общем состояние этого храма, а главное, его фресок (а там их четыре слоя, которые являются одновременно древнейшими фресками на территории Российской Федерации) очень печально.

Историк Андрей Виноградов рассказывает о средневековой архитектуре Северного Кавказа в своей новой лекции.

Но если говорить о самой архитектуре, то ее надо очень четко разделить на две части: это ранняя группа памятников, которая находится в Западной Алании, то есть это территория в первую очередь современной Карачаево-Черкесии, а также Кабардино-Балкарии и части Краснодарского края; и вторая группа памятников — это Восточная Алания, то есть территория современной Северной Осетии — Алании и части Ставропольского края. Ранняя группа памятников относится у нас к периоду времени начиная с христианизации Алании (начало X века) и заканчивая монгольским нашествием начала XIII века, а восточноаланская группа памятников относится уже скорее к позднему Средневековью, то есть к послемонгольской эпохе, начиная где-то с XIV века и до XVI века. Вначале поговорим про первую, самую известную группу памятников, которая состоит из пяти целиком сохранившихся купольных храмов. Три из них стоят на знаменитом Нижне-Архызском городище на реке Большой Зеленчук — это Северный, Средний и Южный Зеленчукские храмы, а также два храма, отдельно стоящих уже в долине Теберды и Кубани, — это Шоанинский храм и Сентинский храм, который я уже упоминал. Также в эту группу входят три базилики: две на Ильичевском городище и Курджиновская базилика, а также ряд маленьких зальных храмов. Они в общем и целом не очень интересны, но иногда в них встречаются интересные моменты. Например, в одном таком простом храмике сохранилась роскошная резная алтарная преграда (естественно, во фрагментах), это единственный памятник мощного декоративного искусства в Алании.

Среди ученых большие споры шли о том, когда, собственно говоря, стали строиться эти храмы. Дело в том, что сама христианизация Алании очень плохо документирована, в основном мы ее знаем из писем константинопольского патриарха Николая Мистика, которые датированы 914 годом и чуть позже. Из них мы знаем, что христианизация произошла при помощи абхазского царя, поэтому было естественное желание связать эти сохранившиеся купольные храмы с этой эпохой христианизации и с помощью абхазского царя, то есть что абхазы прислали архитекторов, которые и построили эти храмы. Так долгое время, собственно говоря, и считалось, пока не обнаружили ключевую находку: около десяти лет назад была найдена надпись в осетинском храме, которая показала, что этот храм был построен в 965 году, то есть через 50 лет после христианизации, а это совсем другая эпоха — я сейчас объясню почему. Дело в том, что, по сообщениям одного из мусульманских авторов, около 932 года, потерпев поражение от хазар, аланы были вынуждены изгнать христианского епископа и священников и отказаться от союза с Византией. Таким образом, происходит такая лакуна, перерыв в христианизации Алании, который длится примерно до 950 года, когда Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» уже говорит об аланах как о союзниках Византии, хотя еще не прямо как о христианах, но обращается к аланскому правителю как к христианскому. Таким образом, у нас, соответственно, эта ранняя архитектура должна быть разделена на время до 932 года и после 950 года. И вот Сентинский храм показал, что он относится ко второй группе.

Фото: DepositPhotos

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: