Лекции
Кино
TED BBC
Северокавказское зодчество: христианизация Алании и византийское влияние на архитектуру Кавказа
Смотреть
14:43
0 688

Северокавказское зодчество: христианизация Алании и византийское влияние на архитектуру Кавказа

— ПостНаука на Дожде
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Древнехристианское зодчество на Северном Кавказе является предметом довольно оживленных научных дискуссий, при этом оно, как ни парадоксально, малоизвестно отечественному читателю и вообще широкой публике. К сожалению, даже самые главные шедевры этого зодчества сейчас находятся в очень плохом состоянии. Например, знаменитый Сентинский храм 965 года — древнейший датированный храм на территории Российской Федерации — стоит открытый всем ветрам, без окон, без дверей, туда заходят коровы. И в общем состояние этого храма, а главное, его фресок (а там их четыре слоя, которые являются одновременно древнейшими фресками на территории Российской Федерации) очень печально.

Историк Андрей Виноградов рассказывает о средневековой архитектуре Северного Кавказа в своей новой лекции.

Но если говорить о самой архитектуре, то ее надо очень четко разделить на две части: это ранняя группа памятников, которая находится в Западной Алании, то есть это территория в первую очередь современной Карачаево-Черкесии, а также Кабардино-Балкарии и части Краснодарского края; и вторая группа памятников — это Восточная Алания, то есть территория современной Северной Осетии — Алании и части Ставропольского края. Ранняя группа памятников относится у нас к периоду времени начиная с христианизации Алании (начало X века) и заканчивая монгольским нашествием начала XIII века, а восточноаланская группа памятников относится уже скорее к позднему Средневековью, то есть к послемонгольской эпохе, начиная где-то с XIV века и до XVI века. Вначале поговорим про первую, самую известную группу памятников, которая состоит из пяти целиком сохранившихся купольных храмов. Три из них стоят на знаменитом Нижне-Архызском городище на реке Большой Зеленчук — это Северный, Средний и Южный Зеленчукские храмы, а также два храма, отдельно стоящих уже в долине Теберды и Кубани, — это Шоанинский храм и Сентинский храм, который я уже упоминал. Также в эту группу входят три базилики: две на Ильичевском городище и Курджиновская базилика, а также ряд маленьких зальных храмов. Они в общем и целом не очень интересны, но иногда в них встречаются интересные моменты. Например, в одном таком простом храмике сохранилась роскошная резная алтарная преграда (естественно, во фрагментах), это единственный памятник мощного декоративного искусства в Алании.

Среди ученых большие споры шли о том, когда, собственно говоря, стали строиться эти храмы. Дело в том, что сама христианизация Алании очень плохо документирована, в основном мы ее знаем из писем константинопольского патриарха Николая Мистика, которые датированы 914 годом и чуть позже. Из них мы знаем, что христианизация произошла при помощи абхазского царя, поэтому было естественное желание связать эти сохранившиеся купольные храмы с этой эпохой христианизации и с помощью абхазского царя, то есть что абхазы прислали архитекторов, которые и построили эти храмы. Так долгое время, собственно говоря, и считалось, пока не обнаружили ключевую находку: около десяти лет назад была найдена надпись в осетинском храме, которая показала, что этот храм был построен в 965 году, то есть через 50 лет после христианизации, а это совсем другая эпоха — я сейчас объясню почему. Дело в том, что, по сообщениям одного из мусульманских авторов, около 932 года, потерпев поражение от хазар, аланы были вынуждены изгнать христианского епископа и священников и отказаться от союза с Византией. Таким образом, происходит такая лакуна, перерыв в христианизации Алании, который длится примерно до 950 года, когда Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» уже говорит об аланах как о союзниках Византии, хотя еще не прямо как о христианах, но обращается к аланскому правителю как к христианскому. Таким образом, у нас, соответственно, эта ранняя архитектура должна быть разделена на время до 932 года и после 950 года. И вот Сентинский храм показал, что он относится ко второй группе.

Фото: DepositPhotos

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Мы можем вдохновляться техно и Бахом»: Кирилл Рихтер о том, как сделать инструментальную музыку модной