Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
15:09
12 марта
О жизни

Риторика ненависти: как исследуют Hate Speech и что скандалы в социальных сетях говорят об обществе

Культуролог Оксана Мороз о том, откуда берется язык вражды и как с ним борются в разных странах
1 387
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
20 августа 16:00
воскресенье: 16:00
понедельник: 01:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00

Как ученые исследуют феномен hate speech, что делают в разных странах мира для защиты людей от вербальной дискриминации и могут ли скандалы в интернете сказать что-то о состоянии общества? В лекции ПостНауки культуролог Оксана Мороз рассказывает о разных подходах к изучению риторики ненависти.

На превью: Mark Kauzlarich / Reuters

Говоря о коммуникативных практиках, по сути дела, мы имеем в виду некоторое речевое взаимодействие двух субъектов. В этом смысле это один из вариантов социального взаимодействия. Если вспомнить теорию Макса Вебера, то социальное взаимодействие — это всегда действия вокруг, рядом, в присутствии другого. Другой — это тот, кто нам неравен, но тот, кого мы считаем способным к действию, чувствованию, проявлению эмоций.

Существуют некоторые идеальные теории (или теории идеального коммуникативного действия), и одна из них принадлежит Юргену Хабермасу. Разбор ее должен осуществляться не только с точки зрения лингвистики, но и с точки зрения политической философии. Хабермас настаивал на том, что коммуникация — публичная она или приватная — всегда должна строиться по принципу диалога. Диалог — это ситуация, в которую вступают два свободных субъекта, признающих друг друга равными. Два агента, которые уверены в том, что они свободно вступают в коммуникацию и что они не будут воздействовать друг на друга силовыми методами или с помощью административного ресурса. Они вступают в коммуникацию, чтобы достичь какой-то цели, а не породить истину в процессе агрессивного спора. Они надеются не на компромисс в чистом виде, но на совместное содействие, сотворчество в производстве каких-то культурных и социальных норм. Хабермас настаивал на том, что такая коммуникация должна быть характерна для любой публичной и общественной деятельности. По сути, любую политику как проявление голосов граждан, как конструирование гражданского свободного общества или сообщества нужно составлять на основании диалога. Это поможет решить проблемы конфликта, противостояния, создаст предпосылки для формирования настоящего сообщества свободных граждан, объединяющихся абсолютно на добровольных основаниях в сообщества, которые взаимодействуют друг с другом по принципам, комфортным для всех участников.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: