Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
16:21
8 октября 2016
Психология
Наука

«Просто заявить о равенстве мужчин и женщин недостаточно»

Философ Кирилл Мартынов о гендерных ролях, квир-теории и ложных целях феминизма
4 719
6
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 17%
4 800 / год
+2 подарочных кода на 30 дней
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
+1 подарочный код на 30 дней
Попробуйте Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Расписание
Следующий выпуск
25 февраля 16:00
понедельник: 08:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 10:00, 16:00

Философ Кирилл Мартынов о теории речевых актов Джона Остина, закреплении гендерных ролей и критике работ Батлер.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

В 1990 году Джудит Батлер — американский философ и феминистка — пишет по тем временам совершенно революционную работу, которая называется «Гендерная тревога: феминизм и ниспровержение идентичности». Работа совсем маленькая, но тем не менее она поставила ряд уже классических для этой традиции проблем.

Если коротко сформулировать основной тезис, то Батлер сказала, что то, что мы считаем нормальным гендерным поведением мужчин и женщин, является неким политически обусловленным конструктом, который задается обществом при помощи повторяющихся практик в первую очередь речевой нормализации. Мужчинам и женщинам предписывается вести себя определенным образом. При этом еще есть такое понятие, как гетеронормативность, смысл которого заключается в том, что есть канон гендерных, сексуальных отношений. Канон заключается в том, что есть мужчина и есть женщина, их роли строго определены: мужчина должен быть таким-то, таким-то и таким-то, у женщины есть свои зафиксированные свойства, такие как женственность и традиционные женские добродетели. Общество должно состоять из этих гетеронормативных людей, и, разумеется, они не могут меняться ролями, а главное, что никто из них не в состоянии самостоятельно выбрать для себя эту идентичность. Батлер увидела ситуацию, когда всем субъектам с рождения, с детства, в ходе воспитания предписывается быть либо вот такими-то и такими-то мужчинами, либо такими-то и такими-то женщинами, и это в большинстве случаев определяется фактом рождения. Батлер увидела в этом политическую проблему. Ее тезис заключался в том, что просто заявить о равенстве мужчин и женщин совершенно недостаточно, для того чтобы решить какую бы то ни было политическую проблему. То есть феминизм до Батлер преследовал ложную цель — он отстаивал фактически ту самую идентичность, которая была навязана всей предшествующей историей и обществом. Женщины хотели быть равноправными и свободными, но по-прежнему должны были обладать стандартными женскими добродетелями.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: